Я внезапно решила почитать «Последнего кольценосца» Кирилла Еськова. До этого я за него не бралась — зачем грызть кактус? Но с тех пор эти кактусы завяли, и выросли совсем другие, с более острыми колючками. Так что, почему б и нет, решила я. И как оказалось, хорошо, что я его раньше не читала. Злодей-интриган Гендальф, беспринципная сволочь Арагорн, жестокие садисты эльфы и орки, рассуждающие о поэзии – раньше меня б от такого вынесло в космос. А сейчас – эка невидаль, подумаешь? Пока осилила где-то четверть книги. Восторга нет, но и сильного отторжения тоже. Буду продолжать читать.
Только недавно вспоминала об этой песне в связи с Мхбх. Песня «Армия чародея» из «Последнего испытания», именно с этим вариантом текста:
Достанем плакаты и яркие краски, Поправим портреты великих идей: свободу и равенство, верность и братство - Прекрасные сказки для взрослых людей!
И вот уже толпы с воcторгом встречают Того, кто ведет их в крестовый поход. Так было всегда: храбрецы умирают, И где-то в сторонке стоит кукловод.
И вот, случайно натыкаюсь на клип
Хотя, текст-то, универсальный, по сути, на все века, почему б ему и не подойти и сюда тоже. Но всё же удивительно, как у некоторых людей мысли сходятся. Только «всё даст им война» тут не подходит. Ничего эта война никому не дала, кроме горя и разрушения.
Добавлено: Подумала тут, что классический текст из мюзикла тут тоже подошёл бы:
Скажите, не правда ли, горные гномы Сейчас спят на золоте вашем, хотя Когда-то прогнали собратьев из дома, Теперь вы похожи на племя бродяг!
Скажите, вы верите, что они сами Откроют вам двери и вспомнят Закон? Верните отчизну своими руками! И тех, кто пойдет, поведет Арджуна Карамон!
Но этот вариант мне нравится больше
«Властелин ничего» тоже мог бы вписаться. С натяжкой, правда, но это нормально, вольные интерпретации и ассоциации — они такие.
читать дальшеТы из тех, кто всегда идет к своей цели. Все, кто рядом с тобой – всего лишь ступени. Ты поднялся по ним, не ведая жалость. Что ж, взойди на престол, возьми, что осталось.
Бог, ты видишь свой мир – лишь пепел и пламя? Вот все, что ты заслужил – властвуй по праву. Ты делал шаги соразмерно желаньям, Но не прошел лишь одно испытание состраданьем.
Что-то в этом определённо есть.
Или так: Ты разыграл свой дебют фигурою белой. Все получил твой король за размен королевой. Вот он один на доске застыл обреченно. Что ж ты прекрасно провел этот эндшпиль за черных. (тут можно вспомнить, в какой стране изобрели шахматы)
И, чтобы два раза не вставать, картина в тему от индийского художника Anirudh Sainath Krishnamani
Любопытно, что у этого же автора в галерее на Девиантарте арт с Кришной в образе Иисуса. При некоторой схожести их биографий, и даже имён, трудно представить более разных персонажей. Да они практически противоположности.
Первоначально это был огромный пост с кучей цитат из фильма. Пришлось его сильно сократить, но зато тут побольше картинок. Всемилостивейший Господь Шри Кришна играет на дудочке с Радхой. «Вы меня ещё не знаете, вы меня ещё узнаете!»
читать дальшеПодготовка к войне идёт полным ходом. Дурьодхана и Арджуна приезжают в Двараку. Показали Абхиманью. Он мне не очень понравился, староват, на мой взгляд (по сериалу, судя по тому, что Арджуна, уходя в изгнание, оставил беременную Субхадру, ему вообще должно быть 13 лет!!!) Но зато похож на Арджуну, может, они действительно родственники.
Абхиманью. Я хотела поставить картинку трогательной встречи отца с сыном, но там сплошное «камера-вжух» и сделать нормальный скрин не получилось. Потому будет этот кадр из Интернета.
Потом, в разговоре с Баларамой Дурьодхана начинает лить крокодиловы слёзы и плакаться, какой он бедный-несчастный и его все обижают. (Очень покоробившая меня сцена, и недостоверная, даже для сериального персонажа) Баларама даёт обещание не участвовать в войне. Это возмущает внезапно появившегося Арджуну. В ответ на что Баларама произносит речь, из которой явствует, что он залез мне в голову и озвучил мои мысли по этому поводу. Примерно о том же я писала в своём предыдущем посте на тему.
Баларама прекрасен! Люблю его!
Далее известный эпизод, где Арджуна и Дурьодхана просят у Кришны помощи в войне. После этого, в разговоре с Шакуни Кришна зачем-то спойлерит содержание следующих серий: «В этой войне Пандавы одержат победу во что бы то ни стало! Великий воин Бхишма, гуру Дрона и Карна, царь Анги – все они будут убиты с помощью обмана!» (Какой молодец, заранее всех предупредил, однако) И здесь самое время для наставления Кришны из серии 37.
Краткая выжимка самого главного, на случай, если видео придёт конец: «[...] Склонность к подлости и злодейству появляется у человека от неуверенности в себе. [...] Вместо преодоления трудностей человек ищет как ему избавиться от них уловками и обманом...»
Драупади пишет послание об объявлении войны волосьями, обмакнутыми в кровь. Просто красивый момент.
Далее свадьба Уттары и Абхиманью. Тут её устраивает Кришна. Почему-то даже когда он вроде бы не делает ничего плохого, кажется, что он держит фигу в кармане и задумал подляну. Вот почему у меня ощущение, что он уже приговорил племянника к смертной казни? Но то, что случилось потом, и вовсе не поддаётся описанию. Приезжают сыновья Драупади (вот так вдруг. Почему не могли их раньше хотя бы полсловом упомянуть, хотя бы пару кадров с беременной Панчали вставить? Как будто они внезапно самозародились из воздуха. Но это ладно, не суть). После радостного воссоединения семьи Драупади (которая заподозрила что-то нехорошее) выспрашивает Кришну о судьбе своих сыновей. И Кришна ей подробно и доходчиво объясняет, что выжить в битве суждено только пятерым братьям-Пандавам, все остальные приговорены, и что ради победы в священной войне за восстановление правильной дхармы она обязана пойти на жертвы. Ради восстановления дхармы трон Хастинапура должен занимать правильный махараджа - т.е. махараджа крови Ядавов, его, Премилостивейшего Господа Шри Кришны крови. И законный сын Юдхиштхиры тут как-то неуместен, так же как и его братья, которые все старше Абхиманью. Очевидно, что все они должны подготовиться к земле. Стоит ли такая прекрасная светлая цель жизни миллиарда человек? Ну разумеется стоит, тут и вопроса не должно возникнуть! Что уж говорить о такой мелочи, как чувства матери! (Это, разумеется, мои интерпретации, но вполне вытекающие из канона, а не притянутые за уши)
Драупади, её сыновья и Абхиманью (в середине)
Тем временем в Хастинапуре. Дхритараштра получает предсказание, что все его сыновья погибнут в битве. У него случается истерика на тему «а нас-то за шо!», и он хочеет мира. Бхишма советует ему выгнать Шакуни, поскольку он во всём виноват. Шакуни на это возражает, что, вообще-то, до сих пор именно благодаря его советам войны до сих пор удавалось избежать. И, вновь, как всегда, он прав. Если поначалу его вредные советы сеяли рознь, то теперь он единственный, кто пытается добиться мира и процветания Хастинапура. В отличие от тех, у кого, по идее, это прямая обязанность. Такой вот парадокс.
В итоге, Шакуни никуда не высылают, готовится мирное посольство. А мы, тем временем, переносимся в Вирату, где жирный мужик с сиськами внезапно рассказывает нам биографию Кришны.
Этот странный дядька фигурировал ещё в первых сериях, где ни у Дхритараштры ни у Панду не было детей. А теперь их внуки уже взрослые. Как говорится «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Он мне напомнил глашатая из сериала «Рим»
Жизнеописанию нашего замечательного божества уделили всего несколько серий. Что хорошо, конспективно и не занудно. Но очень многое убрали.
Канса. Такой типичный злодей из индийских фильмов. Чем-то похож на раджу из «Золотой антилопы»
Васудева и Деваки
В эпизоде, где Канса приходит убивать их сына, Васудева кричит, что они согласны пожертвовать жизнью своих семи детей ради того, чтобы уничтожить тирана. (Ну а чего б не пожертвовать, действительно? Не ему ж рожать!) И тут стало понятно, зачем эта внезапная вставка про жизнеописание Кришны именно в такой момент. Появилась она тут не по желанию левой пятки сценаристов (как многие другие эпизоды сериала). Всё это – спектакль специально для Драупади. А то этой тупой курице, видите ли, счастья захотелось, детей и внуков! Так её, пусть знает!
Нанда в стильной чалме, которую он, похоже, заказал у того же дизайнера, что Юдхиштхира в сериях про Вирату. Здесь его почему-то называют царём, хотя он простой пастух.
Маленький Кришна Если маленькие пандавчики были милыми ангелочками, а маленькие кауравчики – гадкими и мерзостными (ну это понятно, что так и было задумано), то на роль Кришны-мальчика выбрали на редкость противного и раздражающего ребёнка. Ещё и на девочку похож.
Как ему и положено, маленький Кришна ворует масло (в переводе сказали «йогурт», но я по привычке буду называть этот молочный продукт так). Но в этом сериале он не просто так его ворует, он ворует масло, которое пастушки должны отнести во дворец в Матхуре. А если они его не принесут, их строго накажут. Когда же Кришну ловят с поличным, он тут же валит всё на приятеля. Неужели этот... э... милый озорник уже в столь юном возрасте проявил свою сущность?
А вот молодой Кришна, в отличие от ребёнка, мне понравился. И, что интересно, все трое – ребёнок, юноша и взрослый – чем-то похожи. Что редкость. Вот за это большой плюс создателям фильма.
Кришна покидает родную дерёвню, и отправляется мочить Кансу. Весь Вриндаван горестно рыдает. Закадровая песня объясняет нам, что ему пришлось принести большие жертвы ради блага всего мира. Действительно, масштаб его жертвы просто поражает: был простым пастушком, а стал царём. А некоторые эгоистичные гражданки не хотят пожертвовать такой малостью, как жизнь собственных детей. Фу, как стыдно!
На этом с предысторией Кришны можно покончить, и перейти к более интересным вещам.
Вот думаю я, Канса – персонаж, никогда не вызывавший ни малейших симпатий (в отличии от, например, Дурьодханы, который мне всегда по-своему нравился). Вот кто чистый злодей, без оговорок. Какие добрые чувства может вызывать жестокий детоубийца? Но при этом даже ему по масштабам разрушительности очень далеко до Кришны. Всего-то мелкий локальный тиранчик! В последнее время вижу много общего между двумя предсказаниями: о рождении Кришны и Дурьодханы. Как подумаешь, что Канса не просто хотел избавиться от потенциального соперника, а спасал таким образом мир от Кришны, начинаешь по-другому на него смотреть. Но это всё так, мысли на полях.
Мультфильм «18 days» Техно-Махабхарата с виманами, киборгами и Карной-Леголасом. Из плюсов — отличная графика (местами). Из минусов — крохотные эпизоды по 3 минуты, из которых половина — это заставка и титры (перемежаемые ютьюбовской рекламой в начале каждого эпизода, бррррр, повбывала бы! Вот трудно что ли склеить большими кусками по 20 минут хотя бы????). А так же то, что уровень графики и стилистика очень сильно скачут. Где-то к третьему сезону рисовка вообще скатилась, так что не знаю, буду ли досматривать. Но проект, безусловно, интересный.
Карна посылает Кришну на лингам. Карна здесь злой. Что неплохо, Карна-святой великомученик уже надоел. Даже в такого я как-то больше верю. Ну и приятно, когда хоть кто-то воздаёт Кришне по заслугам.
I know your ways, trickster. Leave me to my silence Your reputation as a puppeteer is well earned. You’re right to fear Bhishma. He’ll annihilate half of the Pandava army and when he’s done, I’ll destroy the other half. Ай, как мне нравится, как он это говорит! Так его, получи, фашист, гранату!
Сэкси-Хидимба и прелестный маленький Гхатоткача
Аудиокнига Бхагавад Гита audioknigi.club/bhagavad-gita-2009 Эту ссылку я сохранила, потому что там начитка на языке оригинала. Правда, Б.С. Говинда Махарадж, может быть, и великий вайшнавский святой, но чтец он сильно так себе. Но всё равно, санскрит ничем не испортишь. Впервые слышу, как звучат настоящие шлоки. Жаль, что у нас нет поэтических переводов, близких к размеру оригинала. Услышать поэму такой, какой она звучала для её первых слушателей — это бесценно.
Вновь Махабхарата. Предупреждаю, её тут будет много в ближайшее время. Так что извините, кому это неинтересно. Если меня, конечно, меня ещё кто-то читает)
Драупади. Наконец-то из режима фиялки, в котором она пребывала до сих пор, её перевели в режим фурии. Но в гневе хороша. Даже после того, как её приложили мордой лица об лестницу и повозюкали по полу
читать дальшеИгра в кости Около 10 серий на одну только игру! Примерно по серии на каждого из братьев, целая серия про то, как Драупади волокли в собрание, пару серий на стриптиз, и куча времени на говорильню и рыдания. Понятно, что это очень важный, кульминационный эпизод, но тут создатели фильма решили добить зрителя молотом по черепу. Такой концентрации драмы и истерики я не видела никогда. Я ожидала, что так и будет, это же индийское кино, но всё равно, перебор. И чем дальше, тем больше у меня ощущение, что сценаристы ненавидят некоторых персонажей. В частности, Юдхиштхиру. Уже в подростковом возрасте, с момента его появления в Хастинапурском дворце этот персонаж вызывал стойкое желание его прибить. (см. сцену в манговом саду в серии 36). Но в игре в кости он раскрылся в полную силу. Когда в Индрапрастху приезжает Видура с приглашением на игру, он честно предупреждает, не надо туда ехать, они задумали что-то нехорошее. Но Юдхиштхира всё равно собирается ехать. Но почему, спрашивают его братья. А Патамушта, отвечает он. Это вообще, похоже, главная мотивация большинства персонажей – «патамушта»! Но они хотят отобрать у нас наше царство, говорят братья, всё, что нажито непосильным трудом! Ну и что, отвечает старший брат, подумаешь, царство, как пришло, так и ушло. Это не так уж и важно, что царство добыто трудами моих братьев, которые воевали, пока я жопу на троне просиживал, надо же покрасоваться в белом плащике и показать всем, какой я нестяжательный! Когда ещё представится такой удобный случай? Ну и сама игра в кости. Подробности описывать не буду, это видеть надо. Вот ей богу, оригинальный персонаж, азартный игрок, который не в силах остановиться вовремя и справиться со своим пороком, вызывает больше сочувствия, чем этот высокоморальный ханжа. Впервые, при просмотре этого фильма, мне кажется, что праведник, кичащийся своей праведностью, может быть хуже честного злодея. Раньше я так не думала. На интересные размышления наводит просмотр индийских сериалов, однако.
После того, как Юдхиштхира проигрывает Накулу и Сахадеву (причём, по этой версии, Юдхиштхира вовсе не хотел играть на братьев, те сами вызвались, а Дурьодхана ставит против них Викарну и Ашватхамана), ему предлагают поставить Арджуну. После чего происходит примерно следующий диалог. Бхима говорит, что Арджуна – лучший в мире лучник, мол, вам нечего поставить против него. Как это нечего, говорит Дурьодхана, а как же Карна! Какой-то сутин сын против царевича из династии Куру, да вы охренели – говорит Бхима. Ты кого сутиным сыном обозвал – возмущается Карна – ставьте меня, друг Дурьодхана, ставьте меня полностью, я согласен! Вот блин, всё-таки сценаристы ненавидят Карну. Интересно, за что? Впервые я ясно увидела, что Юдхиштхира и Карна – родные братья (а Арджуну и Бхиму как будто другая мать родила. Или они в отцов пошли). Ей богу, они как близнецы. Обоим сценаристы старательно нарисовали сияющие нимбы (которых у них не было, у Карны, по крайней мере). Оба высокоморальны и помешаны на дхарме, но понимают её как-то очень своеобразно и творят странную фигню. Нет, однозначно, этот Карна неправильный. Вот в Карне-юноше, том, что был похож на Яшку-цыгана, я вижу все задатки каноничного персонажа. Жаль, что потом испортился. Видимо, чтобы не жалко убивать было.
Адиратха рассказывает невестке, что Карна согласился быть ставкой в игре. Не понимаю, у них там прямая трансляция что ли? Так же он говорит ей о планах Дурьодханы на Драупади. Можно подумать, тот своими планами со слугами делится. Адиратха ещё говорит, что ему стыдно, что Карна его сын. Вот интересно, может он расскажет Карне правду о его происхождении? Могу себе представить, приходит тот домой, «здравствуй, папа»! А Адиратха ему в ответ: «Тамбовский волк тебе папа! Мы тебя в детдоме взяли в речке выловили! Пшёл вон, знать тебя не хочу!» Такой поворот был бы логичен. Увидим.
В сцене с Драупади мне понравились некоторые детальки. Например, размазанный тилак у неё на лбу. В эпизоде, где с неё снимают сари, и она обращается с молитвами к Кришне, показывают Кришну на поле боя, гордо восседающего в колеснице посреди трупов. До этого был эпизод в Индрапрастхе, где Кришна порезал руку, и Драупади. оторвала от своего сари кусок, чтобы её перевязать. Кришна начинает медленно разматывать повязку, и Драупадино сари бесконечно удлиняется. Вот это отличная придумка, я считаю. (А вот что меня дико бесит во всех сценах с раздеванием Драупади – то, что она начинает по-идиотски вертеться. Вот нафига? Разве так ведёт себя женщина, с которой пытаются прилюдно сорвать одежду? Дико раздражает!) Ну да ладно, хватит про игру в кости, сколько можно уже.
Коллективный мужской стриптиз в Собрании
Пандавы ненадолго возвращаются в Индрапрастху, Драупади запирается в своих покоях, вся в истерике после пережитого. Потом там появляется Кришна и навешивает Пандавам люлей за их поведение во время игры. И ей богу, за эту сцену я его почти полюбила. Правда, он тут же решил исправить впечатление и стал призывать к войне. И, хотя в контексте данного сериала всё вроде как правильно, а всё равно, осадок очень дурной от его речей. Когда хотят причинить зло кому-то, кто тебя обидел – это как-то правильнее и честнее, что ли, чем прикрываться словами о восстановлении дхармы и каре для грешников. Это исключительно моё мнение.
Изгнание Удивительно, но всё 13-летнее изгнание (включая Вирату) занимает меньше времени, чем игра в кости! Тут особо нечего писать. В сцене испытания Юдхиштхиры очень впечатляющий Дхарма в образе якши. Прямо Мосфильмом 50-х повеяло. Пребывание Арджуны в раю убрали, он сразу получил божественное оружие от Шивы. Интересно ещё то, что Кауравов пихают туда, где их изначально не стояло. Возможно, потому что они понравились зрителям, и создатели фильма таким образом решили повысить рейтинг? Например, убийство Джарасандхи, про которое я уже упоминала. Так же, Джаядратха похищает Драупади не потому что на неё запал, а по просьбе Дурьодханы. Забегая чуть-чуть вперёд, в Вирате тоже без них не обошлось. При этом странно, что не включили сцену с нападением гандхарвов. Это было бы вполне в духе сериала.
Бог смерти Дхармараджа
Ещё интересно то, что именно Шакуни произносит речи в поддержку мира. Он прекрасно осознаёт, что последствия войны будут катастрофическими, и пытается сделать всё, чтобы не допустить войны. В то время как противоположная сторона жаждет крови и мести.
Про Вирату, тоже кратенько. В целом, очень неплохо, смотреть можно. Симпатичный царевич Уттар, смешная лопоухая Уттара, Кичака ничего так, что-то в нём есть. Арджуне бабские шмотки идут гораздо больше, чем мужские. Да уж, Бриханалла – это явно его призвание. И танцует отлично. У Юдхиштхиры смешная чалма с рогами. Бхима жрёт, как всегда.
Царь Вирата тут изначально в курсе, кто такие Пандавы, и специально их укрывает. Интересно, не является ли это нарушением условий изгнания? Кичаку тут убивают не потому что он приставал к Драупади (хотя и поэтому тоже), а потому что он рассекретил Пандавов и собирался их выдать. При этом он хотел свергнуть Вирату и захватить власть (для чего заключил союз с Кауравами), потому Вирата, узнав о его смерти, совсем не огорчился.
Кичака. Жаль, быстро его уконтрапупили
Нападение Куру на Вирату – это какое-то жуткое убожество. Постояли в чистом поле, потрындели, покидались хреновыми спецэффектами и разошлись. Даже Арджуне не дали покрасоваться в бабском прикиде на поле боя. Полное разочарование. А мне так нравилась войнушка в Панчале (далеко от идеала, но хоть зрелищно)! А тут – безобразие полное! Очень надеюсь, они всю боёвку и экшн припасли для Курукшетры, а то это ж невозможно!
Большевики против петлюровцев. То есть, Куру против Матсьев
На этом заканчиваем с Сабхапарвой, Араньякапарвой и Виратапарвой и переходим к Удьйогапарве. А там и до главного рубилова недалеко. Продолжение следует!
Интересно, можно ли как-то убрать эпиграф из дневника? Я поняла, что он мне не нужен, и морально устарел
Решила ознакомиться со вселенной Warhammer 40 000, о которой много слышала. Вселенная игровая, но по ней выпущено много книг. Попробовала почитать одну (называлась, кажется, «Коготь Гора»). Мои личные впечатления: много жести, ничего не понятно, не интересно, скучно. Знакомиться с этим миром дальше нет никакого желания. Извините, поклонники этой вселенной, но, видимо, это не моё.
Зато неожиданно хорошо пошёл Гарри Поттер (в то время когда он был на пике, я им совсем не интересовалась, а в том году решила ознакомиться наконец-то). Прочитала все 7 книг (вернее, прослушала в аудиоформате), плюс не так давно вышедшую восьмую, плюс фанфик «Гарри Поттер и методы рационального мышления», всё это на русском и аглицком. Осталось только фильмы посмотреть. Как-нибудь, возможно, напишу пост на эту тему.
Ещё из интересных открытий — цикл «Завтра война» Александра Зорича
Раздел царства и отправление Пандавов в Кхандавапрастху Внезапно, создатели фильма решили впихнуть побольше политики. Прямо от души, жирным шматом. Хоть я и плохо знаю, что происходит в современной Индии, но мне кажется, с национальным единством там всегда были проблемы. Учитывая, какое это лоскутное одеяло из разных народностей и верований. И вот зачем они в сериал, снятый на государственные деньги, пихают открытые призывы к сепаратизму? Да, Индрапрастха – это нынешний Нью Дели, но всё равно выглядит это всё как открытые призывы к сепаратизму. Зачем так? Непонятно. читать дальше При просмотре сериала я впервые задумалась о том, как выглядит вся эта история с разделением царства, много в ней для меня непонятного. Какой вообще статус у Индрапрастхи, было ли это самостоятельное царство или провинция, подчиняющаяся Хастинапуру. И какого значение ритуала раджасуя, которому уделяется столько внимания в тексте. Никогда об этом не задумывалась, ну обряд и обряд, мало ли на свете обрядов. А ведь вся эта поздневедическая культура построена на ритуалах, она, считай, один сплошной ритуал. Так что раджасуя, несомненно, очень важна, и многое даёт понять в происходящем. Надо всё перечитывать, тут есть над чем поразмыслить.
Что показали в сериале? Пандавы возвращаются из изгнания, им выделяют провинцию в управление, чтобы не отсвечивали (причём, они сами попросили глухую дыру, где ничего не растёт и опасно жить, никто их не заставлял). Предупреждают, что они подчиняются Хастинапуру, никакой самостоятельности (подано это как такая боль-драма-трагедь, что нервы не выдерживают). Сценаристы придумали обоснуй, почему мать не поехала вместе с сыновьями. Вроде как обоснуй вполне подходящий, но у меня тут же возникает вопрос: зачем понадобилось брать Кунти в заложники, если такой замечательный-благородный Юдхиштхира не собирается бунтовать? Неужели у властей есть основания его опасаться? В сериале говорится, что чтобы обрести независимость, необходимо провести ритуал раджасуя. Вот так вот, всё очень просто, достаточно ритуала. И Хастинапур это спокойно скушает. Единственные, кого волнует, что страну дерибанят на части, это почему-то «тёмный лагерь» во главе с Дурьодханой и Шакуни. И получается интересная вещь: можно открыто совершать государственную измену, и отделаться за это конфискацией имущества (путём мирной игры в кости) и изгнанием на 13 лет в комфортных условиях. И ни один, ни один мирный житель не пострадал, ни капли крови не пролилось! Какие добрые и гуманные люди жили в древней Индии в Двапара-Югу! (По крайней мере именно так всё это могло выглядеть с точки зрения Дурьодханы и его сторонников).
Ещё о Шакуни хочу пару слов сказать. Я уже ранее упоминала, его мотивация в данном фильме мне совершенно непонятна. И чем дальше, тем менее она понятна. Например, в эпизоде, где Дурьодхана по наущению Шакуни пытался отобрать корон у папы (серия 111), Гандхари говорит: «сынок, неужели ты хочешь, чтобы мы ушли в лес и стали отшельниками?». «Ради блага царства нужно идти на жертвы, мама» – отвечает сынок. То есть Шакуни, который затеял все свои интриги ради любимой сестры, теперь хочет при помощи племянника лишить её положения царицы. Далее, когда народ решает, что пора валить из «сраного Хастинапура» в Индрапрастху, Шакуни обещает привезти людей из Гандхара. Опять же, именно он строит интриги, чтобы помешать проведению Раджасуи. Если он ненавидит династию Куру и Хастинапур, почему он так старается для их блага? (В то время как Бхишма и Видура наоборот, чуть ли не открыто поддерживают государственную измену) Он внезапно так сильно полюбил племянника, что наплевал на все свои клятвы? Если так, может, надо было как-то дать понять это зрителю?
На экологическом бедствии в Кхандаве, строительстве Индрапрастхи и изгнании Арджуны останавливаться не буду (хотя тут можно отметить некоторые странные сюжетные ходы и кошмарные спецэффекты).
Убийство Джарасандхи В Магадху прибывает делегация из Хастинапура в составе Шакуни, Дурьодханы и Духшасаны, чтобы заключить союз. Магадха – это просто какое-то открытое пространство, где тусуются около десятка человек. Ни города, ни стен, ни дворцов, ни-че-го. Самое могущественное царство во всей Бхарате, да! Джарасандха за что-то осерчал на гостей из Хастинапура и велел их казнить. Спрашивается, почему наследник престола Хастинапура и его родственники ходят по чужим царствам одни, без сопровождения, без охраны? Это официальное посольство или где? Может, конечно, они там в Хастинапуре считают, что им такой наследник не нужен и пущай сгинет, не жалко (ну а что, ещё 98 есть), но лицо-то перед иностранными государствами надо держать? И Джарасандхе тоже, похоже, плевать на последствия и неизбежную войну с Хастинапуром. Единственный, кому есть дело, это Карна, который приходит на помощь и всех спасает. В одиночестве. После этого все мирятся, но намечающемуся союзу мешает поединок Бхимы и Джарасандхи. Который, как и всё в Магадхе, происходит в какой-то грязной яме (но, тем не менее, по-своему зрелищен).
И про Карну тоже хочу сказать пару слов. В прошлый раз я писала, что мне нравится то, что с ним сделали сценаристы (хоть на канонного он и не похож). Я передумала и беру свои слова назад. Не, не нравится, совсем. Сначала ему старательно рисуют нимб, которым он, на мой взгляд, вовсе не обладает. И если поначалу ему сочувствуешь, то в какой-то момент возникает вопрос: если ты такой правильный, то почему продался в рабство за печеньки? Правда, когда его попрекают короной (это делает Кунти, сама же лишила его положения, данного ему при рождении, и после этого ещё выступает, тоже мне, мать-героиня!), он шваркает корону об пол, аки Финрод Фелагунд, и уходит в закат. Но по первому же зову возвращается, вопреки просьбам жены. Жене он объясняет, что в большом долгу перед царевичем, и только когда отплатит ему за все благодеяния, он сможет быть свободен. Вот тут непонятно, какие, по версии сериала, были благодеяния со стороны Дурьодханы, кроме царства с барского плеча? Вроде, никаких. А Карна, между прочим, ему жизнь спас, и не один раз. По-моему, одно кроет другое с избытком. И вообще, спрашивается, если ради единственного человека, назвавшего тебя другом, ты готов наизнанку вывернуться, то .почему у такого замечательного тебя так хреново с друзьями? Иными словами, если со стороны Дурьодханы тут только корысть, то со стороны Карны тут тоже что угодно, но не дружба. Ну и в заключение, видимо чтобы меня добить, Карна, бросает беременную жену. Мол, меня тут царём назначили, я уезжаю во дворец, но тебя с собой не беру. Оставайся тут и воспитай ребёнка в правильных ценностях. Вот за что сценарист его так ненавидит, интересно?
Однако, не смотря ни на что, я поняла что эти ребята мне нравятся. Мне приятно на них смотреть, что бы они ни вытворяли волею режиссёров и сценаристов. Так что я уже давно от них абстрагируюсь. Вот клип с ними, мне понравился:
Про Кришну Никак нельзя про него забыть, он же по сути главный герой всей истории. Всё-таки этот Кришна – очень хорош, лучший из всех возможных. Пожалуй, лучше даже, чем Безруков. И, мне кажется, у актёра хорошо получается играть хитрого, расчётливого интригана. То, чем по сути и является является этот персонаж – Кришна Джанардана, Возмутитель Спокойствия, Чёрный Баламут. Сериал практически открыто показывает, что Кришна тут – главный кукловод и провокатор. Видя его добрые глаза и лучезарную улыбку, хочется заорать «Бегите, глупцы!!!» А может, это мои проекции, и так не задумывалось. Отношение-то к персонажу у меня давно сложилось. Вот, например: «Только Вы сможете заставить царей следовать пути дхармы, Махарадж Юдхиштхира. Надо как можно скорее провести Раджасуя ягью. Вы должны заставить царей исполнять законы дхармы, а те, кто откажутся жить праведно, должны быть уничтожены. Иначе придёт такое время, Махарадж, когда даже те, кто захотят жить праведно, уже не смогут этого сделать» (серия 139) А ведь многие войны на земле начинались с этого.
Похищение Субхадры – особенно яркий и впечатливший меня эпизод. По версии сериала, Баларама мечтает выдать Субхадру за Дурьодхану, и Кришна полностью одобряет и поддерживает этот брак (о чувствах Субхадры к Арджуне Кришна, разумеется, в курсе). В Двараке проходят приготовления к свадьбе, приезжает вся Хастинапурская знать: царь с царицей, Бхишма, Видура, Кунти, в общем, все-все-все. Гости собрались, жрецы начали проводить обряд, ждут только невесту. Арджуне, который, как ему и положено, в это время в изгнании, Кришна заранее велит прийти в храм. И устраивает похищение. Причём Арджуна особо энтузиазма не проявил, этому Арджуне бабы не нужны, ему никто не нужен, кроме Кришны. Он и на Драупади без особой охоты женился. Реакция на предложение Кришны у него была «раз Кришна велел, то так и сделаю». Ну а Субхадра, естественно, счастлива. Разумеется, когда всё выяснилось, разразился скандал, знать рода Куру пришла в полное недоумение. Даже пропандавски настроенный преданный вишнуит Бхишма от такого совершенно офигел и отказался дать молодым свои благословения. Да и кто б не офигел на его месте. Ну и, спрашивается, с какой целью Кришна это устроил? Ведь это по сути смачный плевок в лицо и пощёчина всему царскому роду Куру. Совершенно ясно, ни в какой традиционной патриархальной культуре такое бы не стерпели. Кроме как укрепить рознь и настроить старших рода против Пандавов, и тем сделать войну ещё более неизбежной, других целей этого финта не вижу. В сериале сказали, что, будто бы, если Дхритараштра откажется принять Субхадру в семью, тем самым он признает независимость Индрапрастхи. Но это как-то за уши притянуто. По сравнению с этим, каноничная версия, где Субхадру умыкают против её воли, выглядит совершенно безобидной.
Кадр «Бхишма смотрит на Кришну как на говно»
Раджасуя и убийство Шишупалы Тут просто обязаны быть кадры «страшный наркотический сон Диснея в Индрапрастхе», я не могла это не заскринить. Все, все обязаны видеть эту безумную красоту! Вот, спрашивается, какой нормальный человек мог бы позавидовать такому дворцу и захотел бы забрать его себе? Лично я, если б у меня был такой дворец, стыдилась бы, и постеснялась приглашать гостей. В Хастинапуре декорации гораздо лучше сделали. Ну да ладно, загадочную индийскую душу художников-оформителей понять трудно.
Шишупала показан на редкость мерзким и неприятным персонажем, который хамит всем, кого встретит, без разбора. Как будто страдает синдромом Туретта. Но его речь на Раджасуе мне так понравилась, что я, пожалуй, приведу её тут с небольшими сокращениями:
Остановитесь, император Юдхиштхира! Так много великих царей выразили Вам свою преданность! Вы же выбрали лживого и хитрого царя пастухов главным гостем ягьи! Вы оскорбили всех нас! […] Цари, этот потомок династии Яду прославился тем, что он... всю жизнь крал чужое имущество и обманывал людей! В детстве он крал молоко и масло, которые были собственностью царя Камсы. […] Он притворяется святым, а сам призывает к войне! Он бунтарь! Он лжец! […] Этот лжец Кришна задумал стать самым влиятельным во всей Бхарате, и поэтому он плетёт свои сети обмана! […] Вы украли чужую невесту и женились на ней! Вор и развратник! […] Все присутствующие здесь знают... о Вашей похоти! Во Вриндаване по ночам Вы созывали всех девушек своей игрой на флейте и танцевали с ними в раса-лиле! Мы все об этом знаем! […] Вы – самый безнравственный человек в мире, Кришна!
И вот, разве он не прав, спрашивается? Прав ведь, почти во всём! Далее, когда Дурьодхана возмущается фактом убийства на священном ритуале, Кришна ему отвечает: «Грех и преступление замыкают порочный круг, наследный принц. […] Это не наказание, принц! Это милосердие! Не стоит волноваться о Шишупале! Он освободился из порочного круга». На что Дурьодхана ему говорит: «Вы считаете меня дураком, Васудева Кришна? Вы отомстили ему под видом наказания!» А ведь тоже прав в чём-то! Вот нравятся мне персонажи, рубящие Кришне правду-матку в лицо! И почему в этом сериале положительные герои часто врут, а отрицательные говорят правду? Далее ссора и ругань, у делегации из Хастинапура отбирают оружие, и Дурьодхана падает в бассейн. Отчего его по страшному колбасит, и он жаждет страшно жестоко отомстить за унижение. Ещё понравившаяся мне сцена – первая ссора дяди и племянника, и их последующее примирение. Потом будет про игру в кости . Уже сил на неё нет, зрелище это не для слабонервных. Каждый раз хочу писать покороче и полаконичнее, и каждый раз выходят простыни текста, по объёму сопоставимые с первоисточником. А ведь я очень много выбрасываю. Но по-другому не получается.
Отвлекаясь немного от сериала, напишу внезапно пришедшие в голову мысли
читать дальшеПро Кунти и её детей В Мхбх есть история о том, как бог Дхарма был проклят мудрецом и воплотился на земле в касте шудр в образе Видуры (Адипарва, глава 101). Отсюда возникает мысль, не Видура ли – отец Юдхиштхиры? Вполне возможно для него по-родственному помочь брату в рамках обряда, почему бы нет?
Продолжая мысль, отец Карны, очевидно, Дурвасас. Пару фактов в пользу этой версии: «Это был большеглазый сын Притхи, (рожденный ею) в период ее девства и снискавший себе великую славу. Этот Карна, истребитель сонма врагов, был частицей лучезарного солнца. Одаренный могуществом и отвагою льва и быка или вожака слонов, он своим величием был подобен солнцу, красотою – месяцу, а блеском – пламени. Высокий, подобный золотистой пальме, со сложением льва, юный, одаренный неисчислимыми достоинствами, он был прекрасным сыном Солнца.» (Адипарва, глава 126) «Однажды, о царь, явился к (царю) Кунтибходже необычайно могучий брахман. Он был очень высок, бородат, волосы носил так, как носят отшельники, а в руках у него был посох. Красивый, безупречно сложенный, с золотистой, как мед, (кожей), он, казалось, излучал силу.» (Араньякапарва, глава 287) И дальше, речь Сурьи: «Так будь же моею, о ступающая (величественно), будто слониха! Тогда у тебя, о женщина, родится такой сын, о каком ты мечтаешь. Но если я уйду, не познав тебя, о достойная дева с прекрасной улыбкой, в гневе я прокляну и тебя, и твоего отца, и этого брахмана. Из-за тебя я без жалости превращу их в пепел! Я сурово накажу твоего неразумного отца, который не ведает о твоем грехе, и вместе с ним брахмана, который научил тебя заклинанию, не зная (как следует) ни твоего нрава, ни поведения. Все премудрые во главе с Сокрушителем твердынь видят с небес, как я обманут тобою, красавица, и потешаются надо мной.» (Араньякапарва, глава 290) Ведь это практически изнасилование. И вполне в духе Дурвасаса. Вполне можно предположить, что зачатие Карны происходило на рассвете, в лучах восходящего солнца (а Бхиму зачинали при ураганном ветре, а Арджуну – в грозу) Занятно так же, что в сериале Дурвасас внешне гораздо симпатичнее Сурьи, и даже чем-то похож на Карну
Отцом Бхимы мог быть какой-нибудь ракшас. Эта его агрессивность, необузданность, невероятная физическая сила, обжорство, да и дальнейшая связь с ракшасами, всё это наводит на мысль. В нём явно присутствуют демонические черты. И, учитывая, что кастовая система распространяется на все слои и уровни мироздания, этот ракшас мог быть брахманом и так же на этом основании поучаствовать в обряде.
Насчёт отца Арджуны сказать что-либо трудно. Мои кандидаты: Бхишма, Крипа или Парашурама. А может, кто из ядавской родни заходил в гости, не случайно же Арджуна - Кришна. Но тут надо подумать. Осталось установить отца близнецов, но это вообще затруднительно.
Про Шакуни и детей Гандхари Мысль, пришедшая при просмотре сериала. Если принять версию, что Шакуни поклялся страшно отомстить и уничтожить династию Куру (этого нет в критическом издании, но где-то ж оно есть), становится непонятно, чего он так печётся о племяннике (который, хоть и родная кровь, но всё же к этой самой ненавистной династии принадлежит). К тому же, у Шакуни есть собственная семья и дети (точно не помню, но вроде были у него какие-то сыновья), но он безвылазно торчит в Хастинапуре, так что в родной Гандхар его пинками не загонишь, и строит интриги в пользу племянника. Возникают нехорошие мысли об инцесте. Но тут возможен другой вариант. Представьте себе, родила царица в ночь не то сына не то дочь, ни мышонка ни лягушку, а неведомый кусок мяса. Шакуни же тайно подменяет кусок мяса на младенца, своего собственного, возможно, внебрачного (не везти же из Гандхара). Потом приписали историю про горшки. Тогда становятся понятны все его действия. Возвести на трон человека, к династии не принадлежащего – чем не месть? Остаётся понять, откуда взялись остальные 100 детей.
Про Кришну Идея эта не моя, я её подчерпнула здесь В истории с Кансой есть некоторые странности. Например, зачем убивать детей Деваки, когда гораздо проще убить её саму? Или убить Васудеву. Или обоих. Или рассадить их по разным камерам, чтобы не могли размножаться. Полно вариантов решения проблемы. (И, кстати, почему Канса не убил Уграсену, а всего лишь сместил и посадил в тюрьму? Ведь от убийства невинных младенцев совсем недалеко до убийства родного отца). Моя мысль такая. Васудева и Деваки сидели в тюрьме не из-за предсказания, а по другой причине. У Деваки родилось несколько мёртвых детей (тюрьма, стресс, антисанитарные условия – ничего удивительного). Об этом стало известно, и пошли слухи, что царь Канса убивает младенцев. Возможно, предсказание о Кришне появилось постфактум, под влиянием этих слухов. И вот простой пастушок, сын Нанды и Яшоды, объявляет себя чудесным образом выжившим сыном Деваки. Осталось понять, кто его «раскрутил» и кто стоял за всеё этой историей. Баларама – родной сын Рохини (возможно даже, не от Васудевы, с которым она не имела возможности видеться в тюрьме. Иначе, зачем история про чудесным образом переместившийся плод). А девочка, на которую будто бы подменили Кришну – родная дочь Васудевы и Деваки, родившаяся в тюрьме, и её никто не убивал (кому она нужна?). Звали её Субхадра. (Эдак может оказаться, что Канса – невинный ангел, и его оболгали коварные подлые враги . Ну а кто знает, как оно было на самом деле?)
Странная вещь, сериал начинает нравится гораздо больше, чем первоначально, несмотря на то, что наиболее частый вопрос при виде происходящего "что вообще происходит?" и "что курили сценаристы?" Но серьёзно, затягивает. Так что продолжаем просмотр.
читать дальшеИтак, пока Арджуна тусуется с Кришной, в Хастинапуре строят козни. Надо сказать, интриги тут весьма странные. Примерно так: чтобы отправить Пандавов в Варанавату, надо унизить деда, чтобы унизить деда, надо выдать замуж Духшалу. Что, блин? Где причинно-следственная связь? "Но мы не можем выдать Духшалу за Джаядратху. Мы воюем с Синдху" "А мне пофиг! Моя сестра, за кого хочу, за того и выдаю". Это что вообще? У неё, между прочим, отец и мать есть! Все эти разговоры происходят в тронном зале в присутствии царя. Но на царя никто не обращает внимания, как будто его вообще нет. Заговорщические монологи Дурьодханы построены в стиле "смотрите, какой я ужасно-ужасно злой, мухаха!" Но временами реплика "тёмного лагеря" просто поражают. Вот, например, Шакуни: "Что есть праведность в этом мире? Праведность - это победа. Историю создают только победители. Цель оправдывает средства. Всё, что принесёт победу, прославят потом, как праведный путь" Но ведь это ничто иное как т.н. "теория инверсии"! И почему Шакуни озвучивает то, что впоследствии будет делать "светлая сторона" под руководством Кришны? Далее, Когда Карна, которому очень не нравится план в Варанавате, говорит, что врагов надо побеждать в битве, Дурьодхана вопрошает, должен ли он сражаться со своей роднёй, с дедом, с отцом, со своим гуру, и как он может их убить. Но ведь это речь Арджуны в Бхагавад Гите! Зачем сценаристы дают "тёмному лагерю" такие реплики? Тайна сия велика есть.
Взаимоотношения Дурьодханы и Карны тут показаны как корыстные. Первый постоянно указывает второму на его место, напоминает, благодаря кому тот всё получил, манипулирует. (А до этого было "я никогда ничего не потребую от тебя, кроме твоей дружбы") Возможно ли такое? В принципе, наверное, да, исходя из канонного образа персонажа. Но мне всё-таки кажется, это была искренняя дружба. И Карна тут опять показан как Страдающая Невинность на службе у Сил Зла. Это лицо "Ах, мой лучший друг оказался подонком, какой ужас, какой ужас". Я слегка иначе вижу этого персонажа. Но, в любом случае, образ получился хорош, ему искренне сопереживаешь.
Итак, наконец-то Варанавата. В этой версии у Пурочаны есть жена и 5 сыновей, которые тоже участвуют в заговоре. Какое совпадение. Ага, думаю я, видимо, решили, что с неизвестной нишадкой и её детьми как-то нехорошо вышло, а этих не жалко. (Вообще, даже если принять, что это случайность, выглядит подозрительно в любом случае) Но в итоге вышло иначе. Пурочана с семьёй сами поджигают дом и скрываются в неизвестном направлении. Зачем нужно было их вообще вводить? Непонятно. Подкоп тоже зачем-то убрали. Но, что мне понравилось, то, как Видура догадался о планах Шакуни и Ко. Показали, какой Видура умный, молодцы.
В Хастинапуре траур. Опять же, все ведут себя неадекватно. Например, пока все рыдают, Дурьодхана и Ко откровенно радуются. Как будто не могли изобразить крокодиловы слёзы на публике. Опять же, все знают, что совершено готовится наследника престола и его семьи (по этой версии Юдхиштхира был коронованным наследником, после этого всё и заверте...). Всё чуть ли не открыто. Никто не сделал ни-че-го! Дед ничего не может будто бы из-за своей клятвы. Да, понятно, что он не может идти против царя и его семьи открыто. Однако, он сильный влиятельный человек, может использовать рычаги давления. Когда ему было надо, он навешивал люлей Дхритараштре, а тот только мямлил в ответ, как провинившаяся школьница. А тут он видите ли ничего не может. Дхритараштра в курсе, что задумал его сыночка, ему это очень и очень не нравится, но предотвратить он не пытается, только очень мягко отговорить. На что сыночка произносит монологи в духе "я буду делать что хочу, просто патамушта. Патамушта я плохой, вот. Вы всё ещё не верите, что я плохой? А вот вам!" Забегая вперёд, позже сыночка учудит попытку захвата власти, после чего папа придёт в полное офигение "что ж это я такое породил? Как это оно таким выросло? Что я сделал не так?" После этого у него, по идее не должно остаться иллюзий. От такого сыночки можно ожидать чего угодно в любой момент. Ни малейших намёков на совесть и вообще какие-либо человеческие чувства у него не наблюдается. Это всё про образ в сериале, сама я придерживаюсь иного мнения об этом персонаже. И Дхритараштра... Ещё в первом посте про сериал я порадовалась, что из персонажа не будут делать слюнтяя и нытика для разнообразия. Как же я жестоко ошибалась! А ведь был такой прям "ух!"
(Дурьодхана в образе Мирового Зла)
Но чего-то я отвлеклась. Важный момент - рождение Драупади и Дхриштадьюмны. Вокруг него накрутили прямо очень-очень. Подробности описывать не буду, фантазия сценаристов прямо бьёт через край. Сама Драупади меня не впечатлила. Красивая, да, но не цепляет. Мой "хедканон" - это Питер Брук. Вот там она практически идеальная. Но, это, безусловно, исключительно моё мнение. Зато у Драупади очень трогательные отношения с Шикхандини. Прямо лучшие подружки-сестрёнки. Творящийся в Панчале разгул сценарной фантазии заканчивается появлением Кришны. И всё вроде как встаёт на свои места: плохому-нехорошему Друпаде вправляют мозги путём целительных звиздюлей, он всё осознаёт и исправляется. Было бы трогательно, если б не моя внезапно разыгравшаяся кришнофобия. Ну и мир-дружба-жевачка с Дроной были как-то неожиданны (Ага, и как же вы потом воевать собираетесь? А сына, специально для этих целей выпрошенного, в магазин сдашь за ненадобностью?)
Возвращаемся к Пандавам, которые скрываются в лесу. По этой версии они вместе с матерью решают поселиться там навсегда, и отказаться от своих прав на власть. В этом сериале они вообще какие-то святые великомученики и страстотерпцы. "Они хотели сжечь нас живьём, вместе с нашей матерью, но мы же их простили, правда?" Что блин!!? Не верю!!! Давно, уже с появления Юдхиштхиры-подростка на экране во дворце Хастинапура меня не оставляет в покое вопрос: возможно ли такое вообще, и как такое поведение "нас ипут, но мы крепчаем" согласуется с дхармой кшатрия? Есть у меня большие сомнения на этот счёт. И если сейчас вот так вот, что же будет с игрой в кости и последующим изгнанием? Подумать страшно. Зато Пандавам идут брахманские прикиды. Арджуна однозначно мне так нравится больше, чем в царских шмотках, сразу стал мужественнее выглядеть с бородой.
На линии с Хидимбой останавливаться не буду. Скажу, что в целом мне понравилось, хотя и не совсем канонно. Перейдём сразу к самому интересному - сваямваре Драупади. И боже, боже мой, каким же это выглядит спланированным и срежиссированным жульничеством! Просто слов нет! Кришна и Друпада сразу решают выдать Драупади за Арджуну. (До этого Амбе поломали жизнь из-за того, что на сваямваре якобы заранее нельзя выбирать жениха. А тут ничего, никому не жмёт) Ей заранее подгоняют портрет, чтобы знала кого выбирать. Ну и сама сваямвара под режиссурой Кришны, где подстава видна просто на каждом шагу. Шакуни про Кришну: "Он единственный человек во всех арийских землях, с которым опасно враждовать. Он превосходит меня и мудростью и хитростью". А ведь не в бровь а в глаз, как всегда! Молодец дядюшка, всегда говорит чистую правду! Сама сваямвара сделана очень красиво, прямо услада для глаз (к ужасной компьютерной рыбе-мишени, так уж и быть, цепляться не буду). Выполнить испытание, как говорится в фильме, способен только лучший в мире лучник, уверенный в своём искусстве, чьё сердце свободно от гнева и корысти. И вот не знаю как кому, но по мне - это никак не про канонного Арджуну, судя по истории с Экалавьей. Трудно сказать, насколько Арджуна-взрослый похож на Арджуну-ребёнка, с возратом люди могут меняться, но, думаю, что-то в нём от того ребёнка наверняка осталось. (И, кстати, этот чудо-лук, который обычный человек не в силах даже поднять, потом с лёгкостью поднимает Дурьодхана, когда ему надоело смотреть на всё это жульничество) Ну да ладно. Во время сваямвары мне постоянно хотелось воскликнуть в адрес Драупади "вот баба-дура, выходила бы за Карну и не выпендривалась". Ничего б тогда не было, и не выдали б замуж сразу за пятерых. Но нет, надо было оскорбить человека ни за что. Ну и наконец-то, под занавес церемонии появляется виновник торжества. Причём, первоначально он не собирался никуда идти (справедливо опасаясь, что их могут узнать), всеми силами сопротивлялся, но силы судьбы его таки приволокли за шкирку и заставили участвовать.
Брак Драупади обставили ну очень странно. Понятно, что для зрителя надо как-то объяснить столь необычный брак, но какие из тех мудрёных обоснований что они подвели в сериале, я не поняла ничего. Приказ матери, веления Вьясы и приключения Драупади в прошлых жизнях как-то убедительнее были, ей богу. После свадьбы Вьяса говорит Пандавам, что они должны вернуться в Хастинапур и бороться за трон, в этом их долг перед обществом. Да, блин, они совсем-совсем не хотели, их заставили. И всё всегда у них так в этом сериале. Сцена возвращения в Хастинапур и встречи с роднёй - это что-то с чем-то! "Вот же ж родственнички учудили, позор семьи! Один на ракшаси женился, остальные сразу впятером на одной! Какой позорище на всю Бхарату, как же людям в глаза смотреть? " И вся верхушка династии, во главе с Бхишмой и царём с царицей, дружно в полном офигении разворачивается и уходит. Царь даже хочет изгнать Пандавов из страны за такое непотребство. Потом все сменят гнев на милость, но это только потом.
Далее, раздел царства, Индрапрастха, уже в следующим посте, а то много получается.
Cерии с 48 не помню по какую. Итак, наконец-то взрослые герои. Вместо противных (и не очень) детишек наконец-то завезли красивых мужиков с обнажёнными торсами. Это хорошо, красивых полуголых мужиков с много не бывает.
Из всех героев на себя в детстве-юности похож только Ашватхаман. Из пятёрки Пандавов мне понравился Бхима. Прямо очень правильный, то, что нужно! Накула и Сахадева нормальные, но почему, почему в стране с населением свыше миллиарда нельзя найти близнецов?!! Юдхиштхира не впечатлил, Гедеван Александрович мне больше нравился, но в принципе сойдёт. Арджуна пока самое большое разочарование (а такой был хороший мальчик). На фоне дорогого брата Карны смотрится и вовсе уныло. Губки бантиком, бровки домиком, постоянный взгляд обиженного щеночка. И это великий воин, лучший друг Кришны, сын самого бога Индры! Человек, на которого женщины гроздьями вешались. Зато Дурьодхана крут! Карна вообще мегакрут и эпичен! Прям влюбиться можно.
Ну хороши ж, правда?
читать дальшеИтак, выпускные экзамены в элитной школе брахмана Дроны. Обставили это как состязание, победитель которого, будто бы станет наследником престола. Ну и якобы там подставы со стороны Дурьодханы и Ко. Ну почему нельзя позволить отрицательному герою честно победить? Это меня расстроило больше, чем нереалистичные постановки поединков. Всю сотню царевичей вообще проигнорировали, на арене Дурьодхана против пятёрки пандавов, и всё. С какого-то перепоя Юдхиштхира и Дурьодхана равны по силам, и последний побеждает только благодаря подначкам в стиле "мамка твоя - шлюха". Не может он победить только Арджуну, но в решающий момент, как и положено, появляется Карна. Диалоги тут местами прямо хороши. Дрона Карне: "я помню тебя, ты приходил проситься ко мне в ученики". Шакуни: "тебе повезло, воин, что тебя не взяли, иначе остался бы без пальца". Ай молодца, так их! Далее Дурьодхана жалует Карне царство с барского плеча. "Ты чего, гад, казёные земли разбазариваешь!?" - спрашивает Бхишма. Меня тоже это интересует, но тут вопрос к первоисточнику. Ничего, говорит Шакуни, папенька разрешит. Папенька, конечно же, согласен, ему для любимого сыночка такой ерунды не жалко. Все рады, кроме Пандавов. Чем дальше, тем меньше мне нравится Адиратха. Карна, на арене, перед всей толпой: "ну и что, что я сын колесничего? Я горжусь своими родителями, и чихать я хотел на ваше мнение!" А родители его за это чуть ли не из дома выставляют и отрекаются от него. Связался с плохой компанией, видишь ли. Не заслужили они такого сына! И вообще, за что персонаж любим многими? За то, что не предал тех, кто его вырастил ради положения и титулов. На что ему мать-кукушка и братья, которые его всю жизнь гнобили? А тут с ним такое сотворили, обидно.
Кунти вспоминает грехи молодости и наконец-то узнаёт Карну. Кунти: когда мой сын плакал, другая женщина вытирала его слёзы. Не то чтобы я её осуждала за её поступок, но почему за 30 + лет это её ни разу не волновало? Драматическая встреча сына с блудной матерью – хороша и драматична. И перепалки со сводными братьями тоже.
Следующие серии идут взаимные родственные кидания какашками. Это всё интересно, и было б гораздо интереснее на это смотреть, если б не постоянные драматические паузы. Реально, отжать оттуда всю воду (вместе с дурацкими проповедями Кришны), сериал, наверное, на треть усохнет. Юдхиштхира опять везде влезает с показным пацифизмом, жизнь его ничему не учит. Иногда возникает ощущение, что он не мира добивается, а хочет продемонстрировать, какой он д'Артаньян. Дурьодхана задвигает пассажи вроде: "они не из нашей династии, они - Пандавы, а не Кауравы, помните об этом". Это с какой стати, они такие же Кауравы как и ты. На себя посмотри, можно подумать сам - чистокровный Каурава. Так же очень странная сцена на пиру, где Арджуна ведётся на грубую провокацию. Шакуни: "страшное преступление, Арджуна напал с ножом на царя Анги, международный скандал, разрыв дипломатических отношений, будет война! Ужас-ужас, что делается!" Не, серьёзно? Царь Анги буквально только что был поднят из грязи в князи, делать ему больше нечего, как объявлять войну своим благодетелям. Но почему-то этот шитый белыми нитками повод прокатывает на ура. Да, и ещё. Куда, куда во имя Шивы они подевали сотню сыновей Дхритараштры? На экране максимум человек 15-20, а то и меньше.
Далее, царь Дхритараштра собирается объявить своего наследника. Бхишма произносит речь. Покойный царь Панду, говорит он, всегда знал, что может положиться на своего любимого брата Дхритараштру. Он не боялся умирать, зная, что тот обязательно позаботится о несчастных сиротках. Все рыдают в три ручья. Дурьодхана и Шакуни понимают, что случился облом. Но тут в зал врывается Дрона. Где моя гуру-дакшина? - говорит он. Пока не заплатите за работу - никаких объявлений наследников! Ура-уру, думаю я, наконец-то войнушка! Шакуни - сестре, зятю и племяннику: "Бхишма всё время говорит о дхарме, когда сам собирается нарушить дхарму. Когда он разрушил жизнь невинной девушки, он не думал о дхарме." Неужели это про Амбу? – подумала я. Оказалось, точно, про неё. Шакуни начинает мне нравится. Он, конечно, сволочь и интриган с притянутой за уши мотивацией, но кто ж кроме него в этом сериале правду-матку скажет?
Итак, Панчала. Наконец-то красивые южные пейзажи, видимо, съёмочная группа переехала из подмосковья в Крым. Появляется Шикхандини, которая в этой версии не трансгендер, а бой-баба. Неканон, конечно, но мне понравилось. Смотрится она круто. Друпада в этой версии тоже на канонного не очень похож. Но хорош, мне понравился даже больше канонного (которого я не очень-то люблю). Войнушка с Панчалами мне в целом очень понравилась. Не как обычно, полтора землекопа в чистом поле. Я в целом к боёвке не требовательна, ничего в ней не понимаю, так что эти эпизоды смотрела с удовольствием. За них я даже нудятину с Кришной готова потерпеть. Очень много нафантазированно, но это тот случай, когда креатифф авторов оказывается удачным. Как и положено, Дрона отжимает у Друпады половину царства. Флешбек с Дроной, Крипи и маленьким Ашватхаманом (для ребёнка, которому в детстве даже молока не давали, тот слишком упитан). Друпада разгневан и жаждет мести. Какой от тебя прок, - говорит он Шикхандини, - бабе место на кухне, а не на войне. Вот был бы у меня сын... Неужели всё-таки будет трансгендер? После возвращения царевичей Куру домой Дурьодхана угрожает папе поднять восстание, если его не назначат наследником. Обалдеть! Племянник, видимо, в дядю пошёл, тот тоже родителям хамил. Он вообще в этом фильме реально борзеет периодически и никто ему ничего сделать не может. Как-то не верится в такое поведение.
Далее наконец-то появляется Кришна, уже как действующее лицо. Перед этим он объясняет зрителям, что бог есть любовь, и всё что делаешь, надо делать с большой любовью и состраданием ко всем живым существам. В принципе, правильно. Нужно устроить локальный геноцид в кратчайшие сроки? Главное сделать это с любовью и состраданием, и тогда всё ОК. Биографию Кришны, похоже, нам показывать не собираются. Ну и хорошо, если так. В сценах с ним итак лютобешенный передоз сахара (эпизоды из серии «Бхима покушал, давайте все поумиляемся» по сравнению с этим - жесть и гуро). При этом сам Кришна хорош, никаких к нему притензий. Этот взгляд, иезуитская улыбочка, милые шуточки - то, что надо.
Итак, где-то в 50-с-хвостиком серии в сюжете появляется внезапная преждевременная Субхадра. Оказывается, она одноклассница Духшалы, и гостит у подруги в Хастинапуре. Всё это время она строит Арджуне глазки, но тот гордо не обращает внимания. Не до девиц тут! (столько вокруг шикарных неженатых мужиков, а она запала на это! загадочное женское сердце!) Накануне отъезда Субхадры домой Арджуна её навещает. Расскажите о своём брате Кришне, - просит он. Та от разочарования аж заколдобилась. Кунти просит Арджуну сопроводить Субхадру в Двараку. По дороге на них нападает демон, но Кришна всех спас, а заодно скосплеил Моисея. Далее все трое приезжают в Двараку. Проведи гостю экскурсию по городу, - просит Кришна сестру, - а я пока по делам отлучусь. Нет-нет, тут же восклицает Арджуна, можно мне с вами (только не с ней! и вообще, нафиг какие-то бабы, когда Кришна есть!). Субхадра вновь заколдобилась, но что ж тут поделаешь.
Далее эпизод похищения Рукмини, который в этой версии происходит с активным участием Арджуны. Кришна объясняет Арджуне, что принуждать девушку к браку - это очень плохо и не по дхарме (Да что вы говорите! Быть того не может!) Кришна просит Арджуну передать Рукмини весточку. И тут, неожиданно, Арджуна впервые появляется в образе Брихананды.Видимо, готовится к будущей карьере. И надо сказать, образ этот ему идёт гораздо больше, чем его обычный. Прямо чувствуется призвание! Вот не зря Карна с Дурьодханой про плохого танцора шутили (или вернее, хорошего? во всех смыслах), как в воду глядели. Показывают брата Рукмини. Он мне понравился, неплохо смотрится. Лучше б он Арджуной был! Рукмини ведёт себя как сектантка с полностью промытыми мозгами. Несёт какой-то бред про Кришну. Не удивительно, что брат бесится. Вообще, брата Рукмини можно понять. Сестра попала в секту, тронулась головой. Как ей помочь? Мужика ей надо, чтобы дурь из головы выветрилась. Ну а то, что против воли - ну так такова женская доля, стерпится-слюбится, главное чтобы человек был хороший. Совершенно обычное дело для того места и времени, это ж не 21-й век. А представителей царского рода вообще редко кто спрашивал, династические браки и всё такое. Так что по-своему он прав. В сцене похищения Рукмини нам показывают Балараму, вместе с Арджуной тот задерживает преследователей. Он эту сцену однозначно украсил, жду не дождусь когда он вновь появится.
Арджуна гостит в Двараке, но ему приходит письмо от Юдхиштхиры с приказом ехать в Варанавату. Сцена прощания с Субхадрой, где он ей говорит, что Кришна всегда в его сердце, и ревнивое лицо Субхадры – это нечто! Ну и вообще, взаимоотношения этих двоих, их влюблённые взгляды, - это видеть надо. Ей богу, я, конечно, бездуховное быдло и ничего не понимаю – но вижу тут огромный простор для слеша. При том что я старый идейный антислешер. Не хочу оскорбить ничьи религиозные чувства, но ей богу, из сериала это прямо торчит. Или мне привиделось, и я просто не люблю Кришну (и Арджуну из данной версии).
При отъезде Кришна даёт Арджуне жирный намёк на то, что будет происходить в Варанавате. Продолжение следует.
Меня внезапно вновь стукнуло древней Индией, по случаю чего смотрю индийский сериал «Махабхарата» 2013 года. Начало здесь. Серии где-то с 25 по 47. Итак, наконец-то досмотрела до рождения ггероев. Малолетний Юдхиштхира - вылитый Гедеван Александрович. А Карна - Яшка-цыган.
читать дальшеСначала немного про Карну. Впервые он появляется в сцене, где Панду приезжает в столицу с новой женой, и там он уже жирный подросток лет 12 минимум. Возникает вопрос - почему Куннти так долго мариновали в девках? Непонятно. Но со сроками там вообще странные вещи творятся, так что ладно. Сразу видно - бедному Карне сильно не повезло с родителями, что с родными, что с приёмными. Когда ты героически спасаешь ребёнка, а твоя мать за это тебя избивает, это как-то печально. Эпизод, который мне показался удачным (а таких в этом сериале не так уж много) - "Карна и социальная дискриминация". Гонки на колесницах, судит Бхишма, Карна выступает в качестве возницы. Воин сваливается с колесницы, Карна заступает на его место, берёт лук и сбивает флаг - главная цель состязания. Бхишма говорит "Вы все говно, ни на что не способны, позор касты кшатриев, только один юноша меня сегодня порадовал (Карна сразу гордо приосанивается). Он проявил большое мастерство в управлении колесницей, и за это получает приз в 100 монет". То, как Карну перекосило при этих словах, и с каким видом он смотрел на эти 100 монет - бесценно. Тут сразу всё: и кастовая система во всей красе, и характер героя и как он дошел до жизни такой... Далее Бхишма говорит Адиратхе, мол, у нас тут социальная дискриминация, народ не поймёт таких выкрутасов, пусть твой сынуля физдует в Магадху, там демократия и равенство. Карна так и делает, после чего надолго пропадает из сюжета.
Дальше о других героях. Малолетние царевичи-Кауравы ведут себя как оборзевшие мажоры, издеваются над простым народом как хотят. Никаких полутонов, только чёрное и белое, что ожидаемо, но всё равно немного обидно. Управы на них никакой, полный произвол властей, бесправие и тирания, боль-пичаль-бяда. В противоположность им, сцены с малолетними Пандавами в лесу вызвали у меня резкое повышение сахара в крови, а монитор залило сладким сиропом. Но, слава богу, длилось это недолго, и Панду быстро откинул копыта. Вместе с ним, как и положено, умирает его жена Мадри, но на это никто не обращает внимания, включая её собственных детей. Так и хочется воскликнуть, эй, ребят, вы, наверное, не заметили, но у вас, вообще-то, мать умерла. Вы бы хоть слезинку уронили! Но нет, на протяжении следующих серий её вообще ни разу не вспоминают. Помер Максим, да и хрен с ним!
Итак, Кунти с сыновьями возвращаются в столицу. Дальше первая встреча дорогих двоюродных братьев, полная родственной любви и радости как и положено (тут у меня сразу вопрос, какого хрена они при первой же встречи называют друг друга по именам, ведь они до этого ни разу не виделись? Совершенно непонятно). Издевательства, подначки, травля неугодных - иными словами, обычный детский коллектив (про чёрно-белость я уже говорила, повторяться не буду). И тут во всей красе проявляет себя Юдхиштхира: демонстрирует полное христианское смирение и непротивление злу в ситуациях, когда оно совершенно неуместно, унижается, приспособленствует, заставляет то же делать своих братьев, к тому же клевещет на собственных братьев старшим. И этого человека прозвали царём справедливости! В общем, так обгадить в целом положительного персонажа - суметь надо! Это всё происходит на фоне проповедей Кришны о том, что добродетельный человек не будет отвечать злом на зло, что не принесёт ему никакой практической пользы, зато можно почувствовать моральное превосходство и постоять в белом плащике, что, определённо утешительно. А так же о том, что добрым и честным быть лучше, чем хитрым и подлым. (Ой, вот кто бы говорил! Фу таким быть, Кришна!)
Далее следует попытка убиения Бхимы Дурьёдханой. Бхиму спасают Наги, которые выглядят как рептилоиды из плохого фантастического фильма прошлого века (да, спецэффекты я рано похвалила). Кунти с детьми собирается сваливать из Хастинапура, но Бхишма уговаривает её остаться, обещая разрулить ситуацию. Ну и разруливает он её блестяще. Действительно, что следует сделать, если один подросток попытался убить другого? Ответ очевиден - отправить их вместе учиться в загородный интернат практически без присмотра взрослых! Отличное решение, я считаю, Бхишма вообще человек больших педагогичеких талантов, аплодирую! (Кстати, в прошлый раз я порадовалась, что из Дритараштры не будут делать нытика и слюнтяя, оказалось, зря. Постоянные истерики "я здесь царь, а вы - гавно!", манипулируют им все, кому ни лень, причём, довольно грубо, перед Бхишмой он мямлит, как провинившийся школьник. Жалкое зрелище! А ведь был потенциал у персонажа, на мой взгляд)
Итак, не прошло и 40 серий, а наша школота наконец-то начинает обучение в элитной школе брахмана Дроны (не поздновато-ли в 15 лет начинать, кстати?) Тут особо нечего отметить, разве что комаров, которые кусают только "плохих", а "хороших" не трогают, очень неприятного на вид Ашватхамана (ещё и туповатого, к тому же) и смешного резинового крокодила в реке. Ну и, разумеется, сцена с Экалавьей и его пальцем. В которой внезапно выясняется, что Дрона не грёбаный расист, а радетель за безопасность царства Куру, а Арджуна не малолетний говнюк, он тут савсэм не уиноватый, прям как Рафик, и вообще он белый и пушистый заинька. Положительные персонажи должны быть святыми и непогрешимыми, никак иначе! Понравилась сцена, где Дурьодхана приносит Арджуне "подарочек" в виде отрубленного пальца Экалавьи, завёрнутого в тряпочку, произносит речь из серии "это ты во всём виноват" (всё правильно сказал, молодец, подпишусь под каждым словом). Арджуна рыдает и изменившимся лицом бежит пруду. Далее возвращаемся вновь к Карне.
Карна приходит проситься в ученики к Дроне, Дрона его посылает в грубой форме. Карна толкает речь за соц. равенство. Долой дискриминацию, касты - зло, да здравствует равенство и братство, от каждого по способностям, весь мир насилья я разрушу, до основанья а затем... Тоже мне, Махатма Ганди нашёлся. Далее Карна приходит к Парашураме. Я так же как и вы ненавижу кшатриев, говорит он, возьмите меня в ученики. Но я не против кшатриев, говорит Парашурама, я очень люблю кшатриев, особенно с лучком и специями, ммм (ну да, ну да, а кто уничтожил целую касту аж пять раз? Неужели Дедушка Мороз?) Далее - скип во времени, и нам показывают уже взрослого Карну (который ни капельки не похож на Карну-юношу, и уже совсем не Яшка-цыган). Вместо червяка - какая-то букашка-таракашка (и, наверное, эта букашка - не Индра, какой смысл Индре стараться ради своего сыночка, если конфликта с Карной ещё нет?). Парашурама не стал проклинать Карну, только мягко пожурил, мол, нехорошо обманывать. Ну да, человек, который отсёк голову родной матери как нефиг делать, должен выглядеть добрым дедушкой. Ну и на этой оптимистичной ноте прерываюсь, уже не терпится увидеть героев взрослыми, вся эта школота уже надоела.
Ознакомилась недавно с творчеством писателя Иара Эльтерруса. Книженция называется «Бремя императора. Тропой мастеров». Мдя. Стандартный суповой набор из эльфов, орков и магов (Тёмных Властелинов, вроде, не обнаружено при беглом просмотре, но кто их знает, может они где-то затаились под кустом и потом появятся?) это ещё ладно, это давно уже не удивительно. Но в процессе ознакомления там обнаружились Эльдары, Урук-Хаи, Перворожденные, изъясняющиеся на древнем языке Квенья, Единый бог... (и кажется, это не всё, а только то, что сразу вспомнилось). Но окончательным гвоздём в гроб стал эльфийский принц (!!!) Тинувиэль. Вот что это? Замаскированный фанфик? Тогда почему об этом не предупредили читателя на входе? Только если мне кто-то скажет, что это постмодернизм, тонкий стёб или отсылки, не поверю. Это позорнейший плагиат. То что сюжеты тырят, уже давно не удивительно. Но неужели так трудно выдумать свои имена и названия? Словарь иностранного языка? Медицинский справочник? Посадить кота на клавиатуру? Да что угодно будет лучше. Нереально крутой программист из Израиля — это хотя бы забавно. Наверное.
А вообще, посоветуйте, что бы хорошего почитать из фантастики-фэнтези? Без суповых наборов. И главное, без Тинувиэлей