Сделала пока перерыв в чтении Шримад Бхагаватам.
Мне особенно понравилась история про Кришну и Сильмарилл. Но я про неё, наверное, отдельным постом напишу.
А пока, из того, что хочется отметить, — сражение Кришны с царём Калаяваной. В сериале Махабхарата 13 этот эпизод передан довольно близко к тексту (за исключением того, что там не участвовали Арджуна и Субхадра, только Кришна и Баларама). У меня только одна претензия. В ШБ сказано, что Калаявана — царь яванов и млеччхов. Даже при том, что эти обозначения — наверняка условность (мол, он варвар и бусурманин, не знающий Веды, не то что мы, истиные арийцы), но всё-таки яваны — это греки, между прочим. А это что, я вас спрашиваю? Где вы видели таких греков? Это какой-то бармалей из районного ТЮЗа на утро после 31 декабря!
читать дальшеТак же в тексте есть копипаста эпизода игры в кости, только в роли Юдхиштхиры — Баларама, а в роли Дурьодханы — Рукми. Ну и исход этой истории совсем другой, неблагоприятный для Рукми. Вообще Баларама в ШБ — это Кришна версии-лайт. Он делает всё то же самое, только меньше и реже. Разница в том, что он не отличается хитрожопостью, а сразу распускает кулаки, если что-то не по нему. Этакая быдло-гопота. В эпизодах, где он вставляет люлей младшему брату, он мне нравится, но к сожалению, это случается редко. (Например, похищение Рукмини и последовавшее за этим сражение Кришны с Рукми. В финале из кустов появился Баларама, и сказал что-то вроде «фу таким быть, Кришна, как тебе не стыдно позорить семью», и извинился перед Рукми. Прелесть!)
Также любопытна история царя Паундраки, властителя Каши, который выдавал себя за очередную аватару верховного божества. Кришна вызвал самозванца на бой (действительно, кому ж нужны конкуренты?) и сразил. А когда из-за этого случая разразилась война, спалил город Варанаси своей Сударшана-чакрой, вместе с домами и жителями. Вообще, этот няша изредка практиковал такие милые шалости, как разорение мирных деревень в стане противника.
Ну и не могу не отметить историю про то, как сын Кришны Самба женился на дочери Дурьодханы (cтановится хотя бы понятно, зачем последний просил у Кришны помощи в войне на правах родственника). Когда Дурьодхана устроил для своей дочери сваямвару, этот самый юноша решил, что он ничем не хуже папы, припёрся на мероприятие без приглашения и похитил невесту. Результатом этого стало пленение Самбы и посольство Баларамы с целью вызволить племянника. После того, как Баларама в гневе чуть было не разнёс Хастинапур по кирпичику, ему отдали и племянника, и невесту, и богатое приданное, и поскорее спровадили домой в Двараку. Невесту немного жаль. Но то, что нашлась хоть одна девица, которая при упоминании Кришны или кого-либо из его многочисленного потомства не кончает кипятком от счастья, приятно.
Но мне в этой истории одно не понятно. Во время визита Баларамы Дурьодхана разражается гневной речью о том, что Ядавы им не ровня, и не к лицу Кауравам родниться со всяким отребьем. Однако же, почему тогда Панду было совсем не западло жениться на Кунти? И Джарасандха, который уж точно ничем не хуже всяких кур Куру, не считал для себя зазорным породниться с Кансой. А тут вдруг так, почему, непонятно. Так же Дурьодхана упоминает, что своей властью и положением Ядавы обязяны им, Кауравам. Очень интересно, что же он имел ввиду? Мне в голову сразу лезет конспирология о том, что Кауравы каким либо образом поучаствовали в свержении Кансы. Скандалы, интриги, расследования!
Отношения Хастинапура с окружающими царствами - тоже дико интересная тема. Но в политику я там даже лезть боюсь - оно такое все... КЛУБИСТОЕ!!!
Про сильмарил очень жду.
Ага! В Махабхарате это написано. Вот, нашла:
Адипарва, сказание о происхождении творений, примечание 59:
59 Яваны – греки или иноземцы, считавшиеся, согласно законам индуизма, варварами. Яванами в позднейшее время также назывались мусульмане и европейцы.
Про политику увы только додумывать остаётся, данных-то мало.
А вот это интригующе!)
Мое не в меру живое воображение сразу нарисовало сцену, в которой Кришна вместо Лютиен обманом добывает Сильмарилл у Мелькора, а на выходе из Ангбанда его встречают семеро феанорингов, которым на мозги в очередной раз давит Клятва. Интересно, кто кого?
Также любопытна история царя Паундраки, властителя Каши, который выдавал себя за очередную аватару верховного божества.
Показательная история.
Вообще, этот няша изредка практиковал такие милые шалости, как разорение мирных деревень в стане противника.
Кстати, насколько я помню по рассказам Бригиты об Артхашастре, это категорически противоречит индийским законам ведения войн. Хотя, мы же говорим о Кришне - так что удивляться не приходиться.
Ну и не могу не отметить историю про то, как сын Кришны Самба женился на дочери Дурьодханы
Это в ШБ описано? Интересно. Вообще вся история с замужеством Лакшмани какая-то очень мутная и некрасивая.
О, прикольно
Это в ШБ описано? Интересно. Вообще вся история с замужеством Лакшмани какая-то очень мутная и некрасивая.
Да, в ШБ.
Ну не знаю, вроде многие персонажи так женились. Непонятно, что за мода такая: похищать невест со смваямвар. Ладно Кришна, он беспредельщик, но почему так приличные люди поступали, вроде Бхишмы?
А Лакшмани жалко. Получается, после Курукшетры она лишилась отца, братьев, дядьёв и вообще всей близкой родни, и осталась одна в среди врагов.
Я тоже хочу))) Придется, наверно, самой написать)))
Ну не знаю, вроде многие персонажи так женились.
Женились-то многие, включая самого Дурьодхану и Бхишму (если считать невест для Вичитравирьи).
Но похищение как таковое не состоялось, а невесту потом все равно отдали. Видимо, только из-за заступничества Баларамы за племянничка. Все-таки он наставник Дурьодханы.
А Лакшмани жалко. Получается, после Курукшетры она лишилась отца, братьев, дядьёв и вообще всей близкой родни, и осталась одна в среди врагов.
Вот это и есть самое жуткое.
А напишите))
А ведь у Мелькора и Кришны много общего, если приглядеться. Особенно если брать Мелькора периода заточения в Валиноре. Похожие методы работы, оба божественные сущности, оба «чёрные», опять же. Было бы интересно, кто кого заборет, если они встретятся. А что, если какие-нибудь морготопоклонники на Востоке поклонялись ему в облике Кришны? Этакий сильно облагороженный вариант Мелькора, которому поклоняются как доброму божеству...
Но похищение как таковое не состоялось, а невесту потом все равно отдали. Видимо, только из-за заступничества Баларамы за племянничка. Все-таки он наставник Дурьодханы.
А ведь невесте после похищения замуж не выйти, и она опозорена на всю жизнь(
Там сначала Кришна и другие Ядавы собирались на Хастинапур войной идти, но Баларама их уговорил на мирное посольство, мол, с Хастинапуром ссориться не следует. И поначалу его встречают с почётом и он пытается договориться, но когда Дурьодхана высказал всё, что он думает о Ядавах, Баларама сильно обиделся и начал крушить город. После этого ему отдали племянника, невесту и приданное.
И ещё, помню что старшая родня норовит при любом случае Дурьодхану заткнуть и объяснить ему, как он неправ. А тут и Бхишма, и Дрона, и Видура, и прочие — все молчат в тряпочку. Следовательно, они с ним согласны. Загадочно это всё.
Чудеса, да и только! Сандали решили занять место тюрбана. Все знают, что только из великодушия мы породнились с Ядавами и Вришниями, по доброте душевной дозволили общаться с нами на равных, делить отдых и трапезу, владеть землями и властвовать над народами. Слишком долго мы закрывали глаза на то, что государь Двараки пользуется знаками верховной власти – белыми опахалами и зонтом, вступает на престол под звуки морской раковины и принимает послов, не вставая с ложа. Нынче терпению нашему пришел конец. Сколько не корми змею молоком, она все одно укусит своего благодетеля. Получив из рук наших власть, почести и богатства, вы смеете теперь поучать нас! Даже Индра, царь небесный, не дерзнул бы посягнуть на имущество Бхишмы, Дроны, Арджуны и семейства Куру. Где это видано, чтобы ягненок зарился на добычу льва!
Есть у меня соображение, что он имел в виду, как пришел к власти Канса и за что именно сидел Васудева...
Распишу на днях.
По-моему нет нестыковки. Могли Ядавов вообще ликвидировать как класс (например прибить Васудеву как Кришна - Шишупалу, где б тогда был Кришна?
А если где-то связи кажется зыбкими, то это пока лишь первая версия, я ее еще буду изучать и дополнять. Возможно, она окажется опровергнута. Возможно - нет.
Ядавы, судя по всему, - местные племена, смешавшиеся с ариями, а Кауравы - арии. Среди сыновей вришнийки Кунти Арджуна - черный, смуглой описывается Субхадра, черный сам Кришна.
У Ядавов, судя по всему, было смешение местного дравидийского субстрата (пастухов и земледельцев) и арийского (правящая династия, знать). А на различия между варнами они клали с прибором - сыновья царя-кшатрия Васудевы воспитываются среди пастухов, их приемный отец именуется царем пастухов, а ведь по арийским представлениям он вайшья и не больше. Кстати, цвет вайшьев - желтый. И Кришна отчего-то одевается в желтое. В легендах о детстве Кришны он выступает как покровитель скота и пастухов, у него даже войско называется армией пастухов. Более строгих к варнам Кауравов от этого должно было просто бомбить.
Само имя Васудэва - это теоним, причем из всей этой истории торчат осколки мифа о боге-покровителе, которого заточает в преисподней или убивает завистливый брат-демон (ср. Озирис и Сет), но чудесно рожденный сын божества убивает демона и сам становится богом-покровителем.
Форма правления у Ядавов тоже далека от единодержавия Кауравов - после перенесения царства в Двараку важные вопросы решаются либо принцами по их разумению, либо советом рода (см. вопрос увоза и приданого Субхадры). Ни Кришна, ни Баларама не являются царями, формально царем в Двараке считается их дед Уграсена.
И хотя правящие династии находятся в родстве, народы царства Куру и царства Яду - разные. И "чистокровные арии" Кауравы вполне могут презирать "нечистокровных" и не слишком-то соблюдающих законы разделения варн Ядавов.
Ну и Ядавы по родству через Кунти и Субхадру, а также через личные отношения Кришны и Арджуны держат руку Пандавов. Которым такое родство не в падлу, в отличие от Дурьодханы.
Кстати, сам Дурьодхана жену себе украл со сваямвары, и его жена, на минуточку, дочь Бхагадатты, сына Наркасура, то есть асурья. А Наракасура убили Кришна и Сатьябхама.
Кришна вообще выступает как истребитель чудовищ и враг асуров - отсюда и его радость на погребении Гхатоткачи, который таки ракшас. Так что связанному с асурами Дурьодхане брак дочери с сыном непримиримого врага асуров как серпом по яйцам.
В целом да, может быть. Вот только не слишком похоже, что Кауравы так уж заботились о разделении варн. Они производят впечатление относительно демократичных ребят. У них низковарновый Карна заседает в царском совете, его явно уважают и прислушиваются к его мнению (какой-то сутин сын даёт советы самому царю — куда это годится???). Сута Санджая возглавляет посольство. Хотя м.б. это нововведение Дхритараштры, потому что Бхишму с Дроной, как ревнителей традиций, от того же Карны бомбит. И Пандавов тоже бомбит от его происхождения.
На единодержавие форма правления у Кауравов тоже не очень похожа. Дхритараштра по любому поводу собирает совет и вынужден считаться с мнением своих приближенных, хотя сам хочет поступить иначе (см. например главу об обретении царства в Адипарве).
Кстати, сам Дурьодхана жену себе украл со сваямвары, и его жена, на минуточку, дочь Бхагадатты, сына Наркасура, то есть асурья. А Наракасура убили Кришна и Сатьябхама.
Вот я и недоумеваю — что это за мода такая? Что-то часто они жён со сваямвар крадут. В чём прикол? Какая-то недошедшая до нас традиция?
Кришна кстати тоже был в родстве с асурами. Его внук Анирудха женился на дочери асура Бали, что привело к войне с Ядавами.
Это сута - низкая варна? Суты - те же кшатрии, подвид их. То, что суты - низшая каста (варн всего четыре, исходно три) - это очень поздняя трактовка.
Суты, на минуточку, полномочные представители царей (см. Санджая), которые ездили посольствами, авторитетные хранители предания (кто один из рассказчиков в "Махабхарате"?), совтеники и т.д. Быть колесничим было не зазорно и царю - лишенные царства Нала становится колесничим и поваром, например, и все нормально. Кришна выступает как колесничий Арджуны и дает ему советы на парвах именно коелсничего, а еще раньше он - колесничий собственной жены Сатьябхамы в войне с Наракасуром.
И вообще-то давать царю советы - это обязанность его колесничего.
Именно это традиция. Просто когда традиция была утрачена и коелсницы вышли из употребления, роль колесничих поменялась, а потом вообще была утрачена. А в эпосе осталась. И ее стали переосмыслять в меру современных рассказчику представлений.
Скажем, тот же Карна был учеником в гурукуле Дроны - и никто не жужжал, пока Карне не занадобились высшие разделы воинского искусства, то есть мантры. А Дрона считал, что получить их достоин только Арджуна. По личным качествам и таланту, а не по родству.
А в совете Карна сидит как царь Анги, вассального царства Куру. И, на минутку. Карна сан (пусть и приемный) Адхиратхи, который друг (в тексте так и сказано) Дхритарахштры. Кстати, родом Адхиратха как раз из Анги.
А у Вираты вообще сенапати кто? Его зять Кичака, сын суты, такой же, как Карна. И царица Судешна кто? Дочь суты и мать наследника. То есть она первая и законная жена, а не наложница. И опять никто не жужжит.
Хотя м.б. это нововведение Дхритараштры, потому что Бхишму с Дроной, как ревнителей традиций, от того же Карны бомбит.
Только в сериале, где все иначе. В самой "Махабхарате" их плющит от его советов, которые в целом сводятся к: "Пойдем и всех убьем!" Слабоумие и отвага - настоящий кшатрий :-)
Сута-советник - это традиция-традиция, древнее не бывает. Очень архаичный пережиток.
И Пандавов тоже бомбит от его происхождения.
Не от происхождения. Там у всех своя причина. У Бхимы - высокомерие, потому что сын колесничего влез в состязания царевичей. У Юдхиштхиры - неясность, что такое этот Карна, с явными знаками богопричастности, серьгами этими и панцирем. У Арджуны - ну соперник же. И у всех вместе - от того, что Карна - вернейший соратник и советник Дурьодханы во всех действиях и интригах против Пандавов.
На единодержавие форма правления у Кауравов тоже не очень похожа. Дхритараштра по любому поводу собирает совет и вынужден считаться с мнением своих приближенных, хотя сам хочет поступить иначе (см. например главу об обретении царства в Адипарве).
Эти сцены советов подчеркивают, что Дхритараштра - "слабый царь". Шантану никаких советов не слушал, Бхишма и Сатьявати в роли местоблюстителей - тоже. Более того, Дурьодхана выступает как младший царь уже в "Сабхапарве". При этом поожение что Дурьодханы, что Дхритараштры сомнительное - они не могут провести раджасую и ашвамедху, важнейшие царские ритуалы, об этом прямо говорится нес колько раз. И это ж-ж-ж неспроста!
Советов не собирают ни Джарасандха, ни Вирата, ни другие цари. То есть у них есть эти советы, но решение всегда принимает царь. И это согласуется в ролью царя по "Ригведе", да и в "Рамаяне" царские советы везде имеют только совещательный голос.
Вот я и недоумеваю — что это за мода такая? Что-то часто они жён со сваямвар крадут. В чём прикол? Какая-то недошедшая до нас традиция?
Почему недошедшая? Сваямвара - это чисто кшатрийский обычай, кража невесты - доблесть и все такое. Это все вполне себе задокументировано нарративными источниками. На эту тему довольно много исследований есть, в основном англоязычных и франкоязычных. Собственно индийсике тоже есть, судя по библиографиям.
Кришна кстати тоже был в родстве с асурами. Его внук Анирудха женился на дочери асура Бали, что привело к войне с Ядавами.
Не-не, там было наоборот. Сначала была война Бали с Ядавами, потом была история о том, как Уша, дочь Бали, во сне влюбилась в Анриуддху, не зная, кто он, похитила его, любовь и все такое - и тут Кришна приезжает, прямо как Баларама ездил за Самбой... Там по факту Уша женилась на внуке Кришны :-)
Почему недошедшая? Сваямвара - это чисто кшатрийский обычай, кража невесты - доблесть и все такое. Это все вполне себе задокументировано нарративными источниками. На эту тему довольно много исследований есть, в основном англоязычных и франкоязычных. Собственно индийсике тоже есть, судя по библиографиям.
Так сваямвара и похищение — разные вещи. Сваямвара — выбор жениха. Похищение — брак по обычаю ракшасов. Оба обычая равно почитаемы и допустимы для кшатриев. Зачем их смешивать? Бхишма, когда похищает Амбу с сёстрами, даже говорит, что сваямвара это не очень, а брак по обычаю ракшасов — наиболее правильно. Т.е. эти два обычая явно различают.
Если есть на эту тему исследования, где можно посмотреть (желательно на русском)? Все комментарии и примечания к русскоязычным изданиям этот момент не поясняют почему-то.
Остальное потом))
Как, кстати, и очень архаичного полиандрического брака Пандавов. Только сваямвара - это, судя по всему, индоевропейский обычай, а вот полиандрический брак, когда невеста выходит замуж за братьев - местный. В Тибете эта форма брака сохранилась до сих пор. И в "Махабхарате" особо никто не парится этим - помтоу что есть древние примеры, когда не то что кшатрийки, а брахманки выходили замуж за нескольких братьев и т.д.