Нашла в сети такой текст, который очень созвучен моим мыслям. Утащу его сюда. Там, где я его взяла, была ссылка на фейсбук. Я туда зайти не могу, но ссылку приведу.
www.facebook.com/100000086026700/posts/52898383...Несколько вещей мне хочется заметить. Есть вещи, над которыми мы не властны — а есть то, что мы вполне можем контролировать, если захотим, и они в итоге более важные.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мар.8:36)
Мы не контролируем передвижения войск — ни раньше, ни теперь — но можем контролировать движения своей души, или, хотя бы, то, что мы изливаем в мир. Можно не предаваться злорадству по поводу гибели неприятеля и чужих несчастий вообще — и не предаваться ненависти по поводу того, что неприятель, оказывается, убивает наших.
В ходе боевых действий уже погибли сотни людей, которых оплакивают их семьи. Оплакивать этих погибших - с обоих сторон - есть правильная реакция. Злорадство и ненависть вводит вас в симбиоз с бесами.
читать дальшеПри этом ваша политическая позиция не имеет отношения к делу. Признавать реальность чужого страдания — это не политическая позиция.
В ленте пишут как им стыдно/не стыдно быть русскими. Буквально говоря, стыдиться своего этнического происхождения есть хамов грех, но люди имеют в виду не совсем это - такой «стыд» это то, что у американцев называется virtue signaling, демонстрация того, что ты на правильной стороне истории и ищешь одобрения правильных людей.
Я читаю, как «не стыдящиеся» укоряют «стыдящихся» в том, что они восемь лет не замечали страданий жителей Донбасса. Это верно — не замечали. Я помню, как пытался говорить об этом со сторонниками западных, либеральных ценностей, горячими защитниками меньшинств и т.д., когда снаряды ВСУ прилетали в Церкви и на детские площадки. Ответы варьировались от «это все распятые мальчики кремлевской пропаганды» до «при штурме Берлина в 1945 году тоже гибли гражданские». В общем проявляли полное бессердечие по отношению жителям, страдавшим от войны. Как и все «мировое сообщество»
Но если мы находим такое бессердечие достойным осуждения, нам самим не стоит его проявлять. Говорят о том, что жители Киева одобряли (или игнорировали) обращение ВСУ с Донбассом, и вот теперь они столкнулись с чем-то подобным. Но эта логика имеет пугающее продолжение — на следующем витке мы тоже можем столкнуться с чем-то подобным.
Если мы укоряем либералов, что их сострадание к жертвам войны просыпается или засыпает в строгой зависимости от их политической лояльности, то нам самим стоит избегать того же. Признать, что люди, оказавшиеся в зоне военных действий, страдают, испытывают по меньшей мере, нарушение привычного уклада жизни и мучительную тревогу за своих близких — это не значит поддержать чье-то правительство. Я ничье правительство тут не поддерживаю.
Относиться к людям с состраданием и пониманием — совсем не значит выступать на чьей-то стороне в вооруженном конфликте. Поэтому я не «стыжусь» быть русским — я не стараюсь понравится людям, на которых Донбасс, а еще раньше Белград, Багдад и Триполи. Но «гордиться» в этой ситуации значило бы игнорировать — или даже воспринимать позитивно — чужое страдание.
То, что происходит, глубоко удручает, людям хочется уйти куда-то — в гордость, в ненависть, во что-то еще. Но я думаю, что оплакивать всех будет уместнее.