Курю Шримад Бхагаватам. Перевод – атас! Ангелы, бесы, черти, рабы божьи, былины, витязи, богатыри – и всё в таком роде. Кшатриев посему-то кличут чиновничьим сословием. Но спасибо и на том, что есть. Есть некоторые отличия с критическим изданием Махабхараты. Текст небезынтересный, хоть от бесконечных славословий Кришне зубы сводит, но тут уж ничего не поделаешь.
Что интересно, зачин тут тот же, что в Махабхарате. Лес Наймиша, 12-летнее жертвоприношение, и сын суты Ломахаршаны, который рассказывает мудрецам истории. Но при этом он не просто рассказывает, а мудрецы постоянно просят наставить их в мудрости, и задают вопросы о смысле жизни. Сута поучает брахманов, как правильно жить – есть в этом что-то абсурдное. Почему-то мне кажется, что происходило это примерно так:
«А ум без устава — одна головная боль!» — вот так, да)))
Моменты, которые хочу отметить для себя. Буду потом дополнять, по мере ознакомления с текстом.
читать дальше
Прямым текстом говорится, что Кришна разжёг вражду, приведшую к бойне на Курукшетре. Не «поспособствовал», не «не предотвратил, хотя мог», а именно «разжёг вражду». Потому что все участники, поголовно, были тираны и деспоты, и заслуживали смерти. Включая сторонников Пандавовю. (Видимо, Абхиманью тоже был потенциальным тираном, и сыновья Драупади тоже) Не помню, говорилось ли такое в Махабхарате. В Бхагавад-Гите точно говорилось, но там формулировка всё же немного другая. Более того, своё собственное семейство, Ядавов, Кришна тоже уничтожил сам. Потому как, хоть популяция людишек была изрядно прорежена на Курукшетре, бремя Земли всё равно облегчить не удалось. Потому как Ядавы расплодились сверх всякой меры. Причём сам же Кришна их и расплодил – от каждой из его 16 тысяч жён у него было по 10 сыновей.
Всё-таки он молодец! Не зря я так люблю этого замечательного персонажа! Книга 33-я книга. Хираньякша и Вепрь. Сказано, что Хираньякша – это золотоокий, а Хираньякашипу – златокудрый. Северные варвары атакуэ? Поединок Вепря и Хираньякши по описанию напоминает не сражение сверхъестественного существа и животного, а поединок двух людей. Вроде того: Вепрь взял в руки палицу, и каааак даст, а тот ему хрясь, а этот ему бамц, и так далее. Думается мне, была какая-то очередная волна арийских пришельцев, которые получили по сусалам от местных племён, чьим тотемом был вепрь. И именно эти события отразились в мифе. Вепрь держит на своих клыках Землю, и у него Мать-Земля просит защиты от Хираньякши. Можно понимать метафорически – как царь-хранитель земли. Впрочем, наверняка на эту тему были какие-то исследования.
А ещё поединок Хираньякши с Вепрем мне напомнил поединок Бхымы и Дурьодханы. С той только разницей, что Хираньякша не был убит ударом ниже пояса, а вроде как честно сражён.Книга 4В 4-й книге рассказывается история про царя Вену. Который был злым и жестоким тираном. Злобность его заключалась главным образом в том, что он запретил поклонение богам и велел поклоняться только себе любимому. Брахманы решили, что подобное допускать никак нельзя, и умертвили царя при помощи заклинаний. После смерти Вены началась анархия и разгул бандитизма, так как царь был столь жесток, что искоренял преступность без всякой жалости. Брахманы решили, что с царём, хоть самым плохим, всё же лучше чем без царя. При помощи заклинаний из мёртвого тела Вены они создали сына по имени Притху, который и стал следующим царём. Тут же его объявили очередной аватарой Вишну и принялись воздавать ему хвалы и славословия. То есть, обожествлять одного царя – это ужас как плохо, а другого – нормально? Как так?
После того, как Притху стал царём, земля перестала давать урожай, и начался голод. Могу ошибаться, но это вроде как один из признаков, что с царём что-то не так, согласно магически-ритуальным верованиям древних ариев? В общем, Притху взял лук и стрелы, и стал преследовать Мать-Землю с целью её наказать, а она от него пряталась и умоляла пощадить. Вот опять же, когда так поступают демоны, вроде Хираньякши – это ужасное злодеяние, а тут ничего, нормально. Иными словами, такая выходит история. Один царь прижучил оборзевших брахманов, и те устроили покушение и госпереворот, посадив на трон хрен пойми кого. Первый царь может и был злодеем (а может и не был), но при нём в стране хоть порядок был. Про второго хоть и сказано, что он был добрым и справедливым и вообще большой молодей, но на самом деле что-то он сомнителен.
Дальше там ещё история, про то как царь Притху совершал ашвамедху, и Индра, который ему позавидовал, спёр жертвенного коня, переодевшись брахманом. Из-за этого чуть было не началась война, но пришёл Брахма и всех разогнал. Брахма там сказал, что то, что Индра поступил подло и коварно – это нормально, это в порядке вещей между царями. А вот то, что он переоделся брахманом – это фу, это ужасно, так поступают только самые мерзкие грешники и нечестивцы. Как-то сразу вспомнились Кришна и братья-Пандавы. Хотела написать про Хираньякашипу, Прахладу и Бали, но не сейчас, потом, сейчас лениво)UPD: Книга 9. Эта книга пока самая колосистая. В ней есть канонные трансгендеры (ну про то что они есть, я и так в курсе, но не знала, что дело не ограничивается одной Шикхандини). И канонный мпрег (а вот про это не знала. Хотя, почему б и нет, чем Индия хуже Греции или Скандинавии?)
Но, что меня особо порадовало, в этой книге есть эпизод, где Дурвасас отхватывает звиздюлей. Аааа, это такой бальзам на сердце! Правда, не от кого-нибудь, а от самого Вишну. Всё-таки, и от Вишну-Кришны может быть польза, оказывается! Правда, гадкого старикашку он в итоге пощадил, не довёл дело до конца( А мог бы звиздануть свой Сударшана-чакрой насмерть, освободил бы святого мудреца от мирских забот и бремени перерождений, сделал бы благое дело! Как было бы хорошо всем! Но хоть так. Пустячок, а приятно)