Курю Шримад Бхагаватам. Перевод – атас! Ангелы, бесы, черти, рабы божьи, былины, витязи, богатыри – и всё в таком роде. Кшатриев посему-то кличут чиновничьим сословием. Но спасибо и на том, что есть. Есть некоторые отличия с критическим изданием Махабхараты. Текст небезынтересный, хоть от бесконечных славословий Кришне зубы сводит, но тут уж ничего не поделаешь.
Что интересно, зачин тут тот же, что в Махабхарате. Лес Наймиша, 12-летнее жертвоприношение, и сын суты Ломахаршаны, который рассказывает мудрецам истории. Но при этом он не просто рассказывает, а мудрецы постоянно просят наставить их в мудрости, и задают вопросы о смысле жизни. Сута поучает брахманов, как правильно жить – есть в этом что-то абсурдное. Почему-то мне кажется, что происходило это примерно так:
«А ум без устава — одна головная боль!» — вот так, да)))
Моменты, которые хочу отметить для себя. Буду потом дополнять, по мере ознакомления с текстом.
читать дальше
Книга 3
Книга 4
Хотела написать про Хираньякашипу, Прахладу и Бали, но не сейчас, потом, сейчас лениво)
UPD: Книга 9. Эта книга пока самая колосистая. В ней есть канонные трансгендеры (ну про то что они есть, я и так в курсе, но не знала, что дело не ограничивается одной Шикхандини). И канонный мпрег (а вот про это не знала. Хотя, почему б и нет, чем Индия хуже Греции или Скандинавии?)
Но, что меня особо порадовало, в этой книге есть эпизод, где Дурвасас отхватывает звиздюлей. Аааа, это такой бальзам на сердце! Правда, не от кого-нибудь, а от самого Вишну. Всё-таки, и от Вишну-Кришны может быть польза, оказывается! Правда, гадкого старикашку он в итоге пощадил, не довёл дело до конца( А мог бы звиздануть свой Сударшана-чакрой насмерть, освободил бы святого мудреца от мирских забот и бремени перерождений, сделал бы благое дело! Как было бы хорошо всем! Но хоть так. Пустячок, а приятно)
Что интересно, зачин тут тот же, что в Махабхарате. Лес Наймиша, 12-летнее жертвоприношение, и сын суты Ломахаршаны, который рассказывает мудрецам истории. Но при этом он не просто рассказывает, а мудрецы постоянно просят наставить их в мудрости, и задают вопросы о смысле жизни. Сута поучает брахманов, как правильно жить – есть в этом что-то абсурдное. Почему-то мне кажется, что происходило это примерно так:
«А ум без устава — одна головная боль!» — вот так, да)))
Моменты, которые хочу отметить для себя. Буду потом дополнять, по мере ознакомления с текстом.
читать дальше
Книга 3
Книга 4
Хотела написать про Хираньякашипу, Прахладу и Бали, но не сейчас, потом, сейчас лениво)
UPD: Книга 9. Эта книга пока самая колосистая. В ней есть канонные трансгендеры (ну про то что они есть, я и так в курсе, но не знала, что дело не ограничивается одной Шикхандини). И канонный мпрег (а вот про это не знала. Хотя, почему б и нет, чем Индия хуже Греции или Скандинавии?)
Но, что меня особо порадовало, в этой книге есть эпизод, где Дурвасас отхватывает звиздюлей. Аааа, это такой бальзам на сердце! Правда, не от кого-нибудь, а от самого Вишну. Всё-таки, и от Вишну-Кришны может быть польза, оказывается! Правда, гадкого старикашку он в итоге пощадил, не довёл дело до конца( А мог бы звиздануть свой Сударшана-чакрой насмерть, освободил бы святого мудреца от мирских забот и бремени перерождений, сделал бы благое дело! Как было бы хорошо всем! Но хоть так. Пустячок, а приятно)
Если я правильно помню и не путаю, Абхиманью любил рассуждать о том, какой он уже крутой, и насколько станет круче, когда повзрослеет и войдет в полную силу. Уж тогда-то он сможет победить всех, включая любимого дядю Кришну.
Ясное дело, что когда любимый дядя Кришна об этом узнал, шансы повзрослеть у Абхиманью мигом хлопнулись до нуля.
А как Кришна смог бы подобное осуществить?
Поищу.
А как осуществить? Да мало ли случаев кого-то подставить на войне?
Кстати, в фильме ясно показали, что Кришна племянника таки подставил.
Увы. Тэвари, видимо, к Кауравам за что-то личную ненависть испытывает. До того, что он насочинял, даже Кришна в свое время не додумался.
Я что-то прифигела с того эпизода, полезла в оригинал — там и близко ничего подобного.
Я тоже.
Увы. Тэвари, видимо, к Кауравам за что-то личную ненависть испытывает. До того, что он насочинял, даже Кришна в свое время не додумался.
Мне иногда кажется, что не только к ним, а и к положительным персонажам тоже
Сделать Кришну ещё хуже, чем он был — трудно, но как оказалось, возможно. Можно только поаплодировать.
А какая у него гаденькая улыбочка в сцене убиения Бхишмы — прелесть что такое.
И от эпизода, где он убеждает Драупади, что её сыновья должны пойти в расход, меня изрядно прибомбило.
Так какого ракшаса лысого они на трон лезут, если так?!
А вот почему на трон лезут... По сериалу создаётся впечатление, что единственное потому что их Кришна туда толкает. Больше незачем. А так, они не хотели, ну совсем-совсем не хотели. После Варанаваты они вообще хотели уйти в лес жить навсегда, и раджасую их Кришна заставил проводить, а то как же бороться за дхарму.
Не помню точно, а сейчас я не дома, книг нет под рукой.
Вроде Кришна и там продвигал "дхарму" (есть момент, когда Драупади пытается докопаться до Юдхи, много ль он с той дхармы поимел, сидя в ссылке в лесу, а тот ей в ответ полощет мозги, что дхарма их в конце концов вознаградит, а она рассуждает как возмутительная атеистка
В этом я никогда не сомневалась)
С гибелью Абхиманью мне ещё момент был непонятен. Этот эпизод примерно описывается как: вышел такой-то, Абхиманью его сразил, затем вышел сякой-то, Абхиманью и его сразил. И так далее. То есть все по-очереди с ним сражались, пока не убили. Почему тогда претензии «напали толпой на несчастного ребёнка и подло убили, сволочи!» И если он ребёнок, то какого хрена он на войне забыл? Ребёнок должен дома сидеть, с мамкой, и играть в игрушки. А так, героически погиб, сразив огромную кучу врагов (в том числе сыновей Дурьодханы и Духшасаны, которые вряд ли были сильно старше него, но их не жалко, нет), прекрасная смерть для кшатрия.
Возможно, я что-то упустила и не так поняла.
Еще вспоминается, что Карна, получив стрелу от Абхиманью, говорит: "Эта рана так мучает меня, что я остаюсь на поле боя лишь из чувства долга". При его-то болевом пороге! Похоже, невинное дитятко чем-то стрелы травило.
[Слегка перескакивая с темы] В Шримад Бхагаватаме сказано про Паталу, и другие нижние миры, что своим великолепием они ничуть не уступают райским мирам. Живописуются дворцы, сады, роскошь, в которой купаются демоны. Может, Патала — это Харрапа?
Лично я полагаю, арьи R1a-Z645 вошли на полуостров именно там, они же и отметились как "данавы". Так что Патала - это не Хараппа, а этакая арийская "Нормандия", с которой и началось проникновение арьев этой гаплогруппы в Индию. Вот Хираньяпур мог действительно остаться от хараппской цивилизации и быть взят пришедшими морским путем данавами ("Боги подарили город данавам" - видимо, примерно так же, как Карл Простоватый Нормандию Роллону дарил
Скифы-криви (будущие кауравы) на этот момент еще маячат где-то в районе Аркаима. Забавно, но похоже, что он - их
Тут, кстати, есть интересный момент. Одно из прозвищ Шакуни - Калакейя, а калакейи - это один из родов хираньяпурских данавов. Не была ли его (и Гандхари) мать оттуда? В этом случае сыновья Дхритараштры и впрямь - данавы
В Шримад Бхагаватаме сказано про Паталу, и другие нижние миры, что своим великолепием они ничуть не уступают райским мирам. Живописуются дворцы, сады, роскошь, в которой купаются демоны.
Ну, видимо, энергичные пассионарные арьи хорошо устроились на завоеванных землях и добились процветания
Учитывая, что слово "чакра" на санскрите обозначает не только соответствующее оружие, но еще и "воинский отряд", пресловутая "прекрасная чакра" может трактоваться как элитный отряд телохранителей ядавских (дравидских) царей. Пролет чакры - набег дравидов на земли арьев под командой кого-то из царей или принцев. Судя по обмолвке насчет жен - зверствовали как могли и тем гордились. Мне приходит мысль, не за такие ли "подвиги" Канса Васудеву в тюрьму законопатил? Учитывая, что Деваки оставили с мужем, дело было отнюдь не в их потомстве. Может, Канса просто не хотел, чтоб арьи его в конце концов пришибли за выходки родича.
И кстати. Узнав дополнительные значения слова "чакра", я задалась вопросом: Кришна действительно бросил в Шишупалу буквально понимаемую чакру, или натравил на него своих телохранов?
Мне представляется картина, что приходят такие арии, дикие степные кочевники, а тут — города, сады, цивилизация. Они до того ничего подобного не видели, и думают, «людям такое не под силу создать, ну точно — демоны!»
В Шримад Бхагаватаме ещё написано, что демоны зациклены на материальном и накоплении богатств, и не признают Бога, потому в демонических мирах такая роскошная жизнь. Мне по аналогии иудеи вспомнились. В Ветхом Завете примерно такое же отношение к соседям — всяким хананеям и вавилонянам — да, у них роскошь, дворцы, сады, храмы, города, зато у нас — Духовность!
Ещё вспомнилось, что архитектор Майа, построивший дворец в Индрапрастхе, тоже был из асуров. Вроде как потомки ариев в те времена не умели строить таких красивых каменных дворцов, какие нам в фильмах показывают, и жили сильно попроще.
Интересная мысль про чакру! Не знала про такое.
То, что Васудева в тюрьме не из-за потомства, мне тоже так кажется (я даже где-то про это писала). Правда, почему Деваки оказалась в тюрьме, а Рохини и остальные жёны на свободе, непонятно.
Сама Хараппа находится в глубине континента, но цивилизация распространялась в долине Инда, да. Но Патала - именно в низовьях, в устье.
Мне представляется картина, что приходят такие арии, дикие степные кочевники, а тут — города, сады, цивилизация.
Первые пришли с моря, в захоронениях по пути через Гималаи их генетических следов нет, а вот в нынешнем Ираке есть. Похоже, заходили из Междуречья. В этом случае они уже видели города Месопотамии.
Они до того ничего подобного не видели, и думают, «людям такое не под силу создать, ну точно — демоны!»
Скорее боги
да, у них роскошь, дворцы, сады, храмы, города, зато у нас — Духовность!
Вот старые династии этим и утешались, когда арьи утрамбовали их в Гималаи
Вроде как потомки ариев в те времена не умели строить таких красивых каменных дворцов, какие нам в фильмах показывают, и жили сильно попроще.
Ну я говорю, реальный Хастинапур с немалой вероятностью смахивал на Аркаим. Может, был побольше.
А те дворцы, что в фильмах, они уже и вовсе нашей эры вроде.
Правда, почему Деваки оказалась в тюрьме, а Рохини и остальные жёны на свободе, непонятно.
А может, ему только одну разрешили взять с собой. Декабристка Деваки
Скифы-криви (будущие кауравы) на этот момент еще маячат где-то в районе Аркаима. Забавно, но похоже, что он - их До Индии они дойдут через горные перевалы лет через 200 где-то...
Хм, а может, это они есть?
Хм, а может, это они есть?
Вполне возможно.
А что говорит археология по этому поводу?
А археология его пока не нашла, насколько я знаю
И Индрапрастху тоже, хоть и утверждают, что она под нынешним Дели.
Жаль.
Мне вот кажется, история с Варанаватой иллюстрирует уровень тогдашнего строительства. То есть, никто специально не строил дворца из непойми чего, чтобы потом поджечь (это как-то очень глупо). А просто тогда именно так и строили, из горючих материалов (дерево, тростник, бамбук, мб саманные кирпичи, хотя тут вряд ли). Случился банальный пожар, только и всего. Это я сейчас не про то, кто его устроил и с какой целью, а про возможный уровень жизни тогдашних ариев. С поправкой на то, что это не столичный Хастинапур, а какая-то дерёвня, жилища там бышли сильно скромнее. А потом придумали всё то, что придумали.
А как Кришна смог бы подобное осуществить?
Кстати, совсем забыла. Когда я добралась до книги, оказалось, что я позорнейшим образом попутала канон и фильм. Таранить чакра-вьюху Абхиманью действительно отправил не Кришна, как мне казалось. А Юдхиштхира. Причем очень долго и старательно уговаривал, ссылаясь при этом на Арджуну.
Создается впечатление, что именно он жаждал сжить племянника со свету.
Вообще принято считать, что Пандавы были единым монолитом, "пальцами, сжатыми в кулак", но чем больше перечитываешь, тем явственнее просматривается раскол:
с одной стороны - Кришна + Арджуна
с другой - Юдхиштхира + Бхима
с третьей - невнятные близнецы, которые пойдут за тем, кого в этот момент сочтут сильнее.
У меня, признаться, возникло подозрение, не отомстил ли Юдхи таким манером братцу за то, что они с Кришной втравили его в эту войну.
Да, Кришна там не причем, они с Арджуной уехали с кем-то там сражаться и были заняты, потому-то и пришлось Абхиманью посылать.
Надо всё перечитывать.
Кстати, в какой книге была смерть Духшасаны, не помните?
А в сериале это Кришна делал? О_о
Я так и не догрызла этот кактус)
Я нашла! Карнапарва, глава 61!
А вот где было про то, как Драупади голову мыла? Никак не могу найти. Это вообще есть в критическом издании?